Развитие московского княжества.
Страница 1

Историческая летопись » Московское княжество » Развитие московского княжества.

Иоанн Данилович Калита - великий князь Владимирский (1328 - 1341), князь Московский, так называемый первый собиратель русской земли. В борьбе с другими князьями Иоанн не пренебрегал никакими средствами и, раболепствуя перед ханом, при помощи татар счастливо одерживал верх над своими соперниками. Еще при жизни Георгия Даниловича Иоанн управлял Московским княжеством. После смерти Георгия хан Узбек отдал великое княжение тверскому князю Александру. Пользуясь случившимся в Твери, в 1327 г., убийством татарского посла Чолхана (Щелкана), Иоанн поспешил в Орду, возвратился с 50 000 человек татарского войска и опустошил огнем и мечом всю Тверскую землю. В следующем году Иоанн получил от хана ярлык на великое княжение. Он не перестал, однако, преследовать несчастного тверского князя. Князь Александр скрылся в Пскове. Не надеясь взять этот город силой, Иоанн прибегнул к помощи духовенства: угроза митрополита Феогноста отлучить от церкви весь Псков заставила князя Александра удалиться на некоторое время в Литву. Когда он вернулся во Псков, Иоанн, в 1339г., отправился к татарам; по его внушению, хан послал князю Александру приказ явиться в Орду. Здесь Тверской князь был убит, а Иоанн вернулся в Москву с великим пожалованием и, торжествуя победу над Тверью, велел снять большой колокол тверского Спасского собора и перевезти в Москву. Самовластно распоряжался Иоанн и в других княжествах. В Ростове, в 1330г., его воеводы чинили всякие насилия над жителями и повесили старшего ростовского боярина Аверкия. В 1332г. Иоанн начал войну с Новгородом, вследствие отказа последнего уплатить старинную дань (так называемое "закамское серебро"), но вскоре заключил мир. В конце княжения он снова потребовал от новгородцев большую сумму денег и когда они отказались уплатить ее, отозвал своих наместников; эта распря окончилась уже при его сыне. В 1340г. Иоанн, по приказанию хана, отправил войско на непослушного Орде смоленского князя Иоанна Александровича и опустошил, вместе с татарами, Смоленскую землю. В княжение Иоанна его владения начали пользоваться большим спокойствием и благостостоянием: "Бысть тишина христианам и престаща татарове воевать Русскую землю", - говорят летописцы, разумея под Русской землей в данном случае Владимирское и Московское княжества. Иоанн был бережливым хозяином, старавшимся об увеличении своего княжества и своего богатства; в своем завещании он заботливо пересчитывает все купленные им села и золотые сосуды. На эту черту его указывает прозвище Калита - мешок с деньгами, скопидом (Карамзин объясняет это прозвище иначе - тем, что Иоанн всегда носил при себе мешок с деньгами для раздачи бедным). Иоанн заботился о внутреннем устройстве своих владений и, по одному известию, избавил русскую землю от татей. К сильному князю стекались бояре из Твери, Чернигова, Киева и даже из Орды (мурза Чет). Важным событием в княжение Иоанна было переселение митрополита Петра из Владимира в Москву на постоянное жительство. Иоанн сумел приобрести особое расположение митрополита и по его просьбе воздвигнул в Москве каменный Успенский собор. Новый митрополит Феогност, следуя примеру своего предшественника, также поселился в Москве. Кроме названного собора, Иоанн построил в Москве еще три каменных храма и возобновил кремлевские стены (еще деревянные). Несмотря на свое богатство и силу, Калита не сделал важных земельных приобретений. Приобретение им городов Галича, Углича и Белозерска, на которое указывает духовная Димитрия Донского, остается под сомнением, так как Иоанн не говорит о них в своих духовных грамотах. По объяснению Соловьева , Калита купил эти города, но оставил за продавцами некоторые права владетельных князей. Перед смертью Иоанн принял пострижение и схиму. Все свое движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женой: Москву он оставил в общее владение наследникам, сыну Симеону дал города - Можайск, Коломну и 16 волостей, Иоанну - Звенигород, Кремичну, Рузу и еще 10 волостей, Андрею - Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми - 14 волостей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

 Конфуцианство.
Родоначальник школы - Конфуций (551 - 479 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в книге ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка. Его идеал - это глубокая древность Китая, его "золотое прошлое", к которому и необходимо ст ...

Улучшение жизненных условий рабочего класса
Повышение материального и культурного уровня жизни рабочего класса и всех трудящихся явилось одной из коренных задач молодого социалистического государства. Уже на четвертый день своего существования Советская власть узаконила 8-часовой рабочий день. Для лиц, не достигших 18 лет, установили 6-часовой рабочий день. Малолетних (до 14 лет) ...

А.Ф. Керенский в первые месяцы революции. Восхождение на политический Олимп.
В политической деятельности А.Ф. Керенского остаётся немало вопросов, которые выходят за рамки настоящего исследования. Один из них: почему именно Керенский, не принадлежавший к древнему роду и не столь известный как другие политические деятели, которые шли к министерским креслам десятилетиями, сумел подняться на политический Олимп стол ...