Киргизия
Страница 1

Историческая летопись » Развитие стран средней Азии после распада СССР » Киргизия

5 декабря 1990 г. Верховный Совет принял декларацию о суверенитете республики, 31 августа 1991 г. правительство провозгласило независимость Киргизской Республики. 5 мая 1993 г. Республика Кыргызстан переименована в Киргизскую Республику.

Республика Киргизия, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Китаем – на востоке и юго-востоке, Таджикистаном – на юго-западе и Узбекистаном – на западе. Столица – Бишкек. Население – 4,665 тыс. человек. (1998). Официальный язык: киргизский. Основная религия: ислам. Административно-территориальное деление: 6 областей. Денежная единица – сом. Ядро населения Киргизии составляют киргизы – народ, принадлежащий к тюркской группе. [15,с.184]

Этнический состав населения. Длительная история и произвольное национально-государственное размежевание в советское время сформировали сложный этнический состав населения республики. По данным переписи 1989 г., общее население Киргизии составляло 4 2,91 тыс. чел., в том числе киргизов - 2 248 тыс. чел., или 52,4 % всего населения, русских - 923 тыс. (21,5 %), узбеков - 554 тыс. (12,9 %). Значительным было число немцев и украинцев - по 100 тыс., татар - около 80 тыс., уйгуров, дунган, таджиков, казахов насчитывалось по 3-4 десятка тысяч, от 10 до 20 тыс. - евреев, белорусов, курдов, корейцев, азербайджанцев. Русские, татары, украинцы появились здесь в результате переселений, немцы и корейцы - в результате ссылки в 40-е гг. XX в., дунгане и уйгуры бежали от репрессий китайских властей в XIX в.

В период независимости вследствие выезда значительной части европейского населения увеличилась доля киргизов и узбеков. В 1998 г. из 4,665 тыс. чел. населения страны киргизов было 60,6 %, узбеков -14,3 %. Доля русских сократилась до 15,3 %, немцев - до 2 %, татар - до 1,2%.

Киргизы (самоназвание - кыргыз) - тюркский народ, сформировавшийся из различных тюркских племен с некоторой примесью монгольских и иранских этносов в XVI в. Кроме Киргизии, они проживают в Синьцзяне (около 300 тыс.), Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Афганистане и России. Киргизы делятся на северных и южных, группы ичкилик и сарт-калмыков. Северные киргизы в значительной степени европеизированы й русифицированы, южные киргизы более религиозны и консервативны. [6,с.213]

Киргизский язык, как и казахский, принадлежит к киргизско-кыпчакской группе тюркских языков. Существуют северные и южные группы диалектов. Графическую основу киргизской письменности первоначально составлял арабский алфавит; в 1926 г. был осуществлен перевод на латинский алфавит, а в 1940 г. на кириллицу5. В 1992 г. был провозглашен возврат к латинскому алфавиту

Узбеки сосредоточены в южных Джелалабадской, Ошской и Бат-кенской областях, славяне - на севере Киргизии, в основном в городах.

Когда киргизские племена приняли ислам, они стали использовать письменность на основе арабской графики. Как и другие тюркские народы Средней Азии, они читали и писали на чагатайском языке, который служил в то время языком международного общения.

Верующие киргизы, как и казахское, узбекское, дунганское и уйгурское национальные меньшинства в Киргизии, исповедуют ислам суннитского толка. В 1944 в СССР была создана система региональных духовных управлений мусульман. Официально все религиозные вопросы мусульман Киргизии находились в ведении Среднеазиатского духовного управления мусульман, которое размещалось в столице Узбекистана – Ташкенте.

Страницы: 1 2 3 4

Наследие идеологии. Трансформация нацизма
После свержения нацистской диктатуры в Германии национал-социализм лишился инструмента осуществления своих идей. При представлении процесса трансформации нацизма после падения Третьего Рейха представляется образ некоего призрака, которого никто не видит, но который, тем не менее, существует. Несмотря на утрату своего господствующего пол ...

Меры для развития народного хозяйства.
Заботы о народном хозяйстве в деятельности Петра Великого всегда занимали очень видное место. Признаки таких забот мы замечаем и в XVII в. И предшественники Петра были озабочены поднятием экономического благосостояния Руси, расшатанного смутой. Но до Петра не было достигнуто никаких результатов в этом отношении. Государственные финансы ...

Сатьяграха, ахимса, свадеши и сварадж в учении Ганди
Ахимса, свадеши, сварадж и сатьяграха — четыре столпа политической теории и практики Ганди. Конечно, политические взгляды Махатмы неразрывно связаны с его религиозными, нравственными и философскими убеждениями. И в полной мере постигнуть суть только лишь одной из этих подсистем без глубокого изучения других невозможно. Тем не менее, огр ...