Взаимоотношения России со странами СНГ

Историческая летопись » Россия на рубеже веков » Взаимоотношения России со странами СНГ

Еще один значимый аспект для истории России рубежа веков – это ее взаимоотношения со странами СНГ.

Как известно, Советский Союз был федерацией 15 республик, однако роль и место РСФСР в этом государственно образовании была совершенно особой. Начнем с того, что столица СССР располагалась в столице РСФСР – городе Москва. Советский Союз, для многих иностранных государств ассоциировался именно с Россией.

Например, в западном общественном мнении было широко распространена точка зрения о том, что СССР – это своего рода продолжение Российской империи, причем республики в его составе представлялись довольно бесправными, формальными образованиями.

Такая точка зрения получила распространение также и в националистических кругах республик Советского Союза в конце 80-х годов. Это было вызвано с тем, что многие негативные моменты в истории Советского Союза – массовые репрессии 30-х годов, депортация целых народов 40-х и так далее в сознании жителей Советских республик, во многом ассоциировались именно с Россией.

Развал СССР, ставший совершившимся фактом в 1991 году, привел к образованию нового интеграционного образования, которое предусматривало взаимодействие суверенных государств. Мы имеем ввиду Союз Независимых государств (СНГ). В СНГ вошли большинство бывших республик СССР, за исключением трех прибалтийских республик – Латвии, Литвы и Эстонии, а также Грузии которая присоединилась к СНГ несколько позже.

Проанализируем аспекты взаимоотношений России со странами СНГ.

Итак, СНГ был создан 8 декабря 1991 года путем подписания главами РСФСР, БССР, УССР, «Соглашения о содружестве Независимых государств» (Беловежское соглашение). Этот же документ, фактически прекращал существование СССР.

В течении декабря 1991 года к документу присоединились еще 8 государств.

В целом, отношения России и государств бывшего СССР были весьма непростыми. В первые годы они «омрачались» разделом собственности и военного потенциала бывшего Советского Союза.

Не последнюю роль в формировании отношений России со своими партнерами по СНГ играли также многочисленные этно-конфессиональные конфликты в ряде республик. Россия, в большинстве случаев старалась поддерживать своих «соотечественников» и в ряде случаев вводила свои войска на территории новых независимых государств (наиболее показательные примеры – Абхазия, Приднестровье). Это, в ряде случаев рассматривалось главами независимых государств как продолжение некой «имперской» политики России, ее стремлением восстановить границы бывшего Советского Союза и так далее.

Однако не эти соображения, в целом, стали определяющими в новых взаимоотношениях. Инфраструктура Советского Союза, в целом, создавалась как некая общность, не разделенная внутриреспубликанскими границами. После развала СССР многие объекты инфраструктуры, значимые для экономического развития определенных регионов, оказались за границей. Такое положение требовало экономической интеграции бывших Советских республик, на взаимовыгодной основе. В качестве положительных примеров такой интеграции можно привести соглашение о создании Союзного государства России-Белоруссии, заключенное в 1996 году, а также соглашение о таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключенное несколько позже – в 2000-х годах. Отношения между этими государствами, в целом строятся на паритетной основе.

Непростыми, долгое время оставались отношения России с Украиной. Омрачались они спорами о территориальной принадлежности Крыма, о Черноморском флоте, о газовом вопросе. Однако в последние месяцы эти отношения также приобрели позитивную динамику.

Отдельно остановимся на взаимоотношениях России с закавказскими республиками. С Азербайджаном эти отношения, в целом, были ровные, с Арменией – союзнические, а с Грузией доходили до откровенно враждебных. События августа 2008 года, когда Грузия пыталась военным путем вернуть де-факто оказавшиеся вне ее юрисдикции территории Южной Осетии и Абхазии привели к военному конфликту на Северном Кавказе. После этих событий дипломатические отношения между Россией и Грузией оказались прерваны, и Грузия вышла из состава СНГ.

В целом, можно отметить, что отношения России с государствами-членами СНГ складывались непросто и оказались подвержены целому комплексу политических, культурологических и экономических факторов. В то же время отметим положительную динамику отношений России с ее крупнейшими соседями – Белоруссией, Украиной, Казахстаном.

Политические и правовые учения в Древнем Китае
Расцвет общественно - политической мысли Древнего Китая относится к VI - III в. в. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальн ...

Политические и правовые учения в Древней Индии
Среди главных особенностей политической мысли Древней Индии следует назвать 1. Её религиозный, духовный характер. 2. Сосредоточенность на проблемах нравственного содержания. 3. Главный фактор её развития - религия. 4. Влияние мифологических представлений о государстве и праве. Выделялись две религии - брахманизм и буддизм. Это две ...

Военные действия 1651 г
1651 г. принес новые тяжкие испытания украинскому народу. Нарушив условия Зборовского договора, королевские войска в феврале 1651 г. неожиданно совершили нападение на подольское местечко Красное, где находился один из казацких отрядов армии Хмельницкого. Разгорелся жестокий бой. Под натиском врага казаки отступили, часть из них полегла ...