Тураев и отечественная история

Историческая летопись » Борис Алексеевич Тураев - корифей русской науки о Древнем Востоке » Тураев и отечественная история

Большим достоинством Б. А. Тураева как ученого была осторожность в выводах. В качестве примера можно указать на его отношение к теории панвавилонизма. Б. А Тураев полностью его отвергал, как и Куглер, доказавший ее несостоятельность. Но последний в пылу полемики против сторонников панвавилонизма ошибочно отрицал также и древность астрального мировоззрения вавилонян, против чего Б. А. Тураев возражал правильно, как это показало дальнейшее развитие науки, протестуя против огульных обобщений, он во «Введении» к «Истории древнего Востока» писал, что «едва ли может идти речь об общих характеристиках для культур (например, о пресловутых: неподвижности, теократизме, деспотизме и т. п.), имевших историю в несколько тысячелетий…».[9]

Б. А. Тураев, отдавший всю свою жизнь науке, был глубоко предан ей. С горечью писал он о положении русской науки о древнем Востоке во времена царизма: «Самые центры ассиро-вавилонской культуры Ниневия и даже Вавилон – находились в ничтожном расстоянии от нашей границы и тем самым напоминали нам, что интерес к изучению древнего Востока должен быть у нас более жив, чем в Западной Европе, а изучение великого прошлого наших окраин – наш долг и перед ними, и перед наукой. Нами сделано в этом отношении слишком мало не только в смысле ученых и археологических изысканий, но даже в деле простого собирания памятников и спасения их от исчезновения, между тем как музеи Берлина и Лондона богаты не только предметами египетской и вавилонской культуры, но даже памятниками, вывезенными из Закавказья».[10]

Горячий и искренний патриот Б. А. Тураев прилагал всемерные усилия к тому, чтобы поднять уровень и престиж русской науки о древнем востоке. Как египтолог и как абиссиновед, он положил немало сил на переиздание египетских и эфиопских памятников и текстов, хранившихся в музеях науки и частных коллекциях, считал необходимым ввести их в оборот мировой науки, видя в этом дело чести русского ученого.[11]

Б. А. Тураев сделал все возможное для создания школы русских ученых, специализировавшимся в исследовании древневосточных обществ, и наиболее одаренному и эрудированному из учеников Тураева – Василию Васильевичу Струве выпало на долю после смерти учителя продолжить его дело.

[1] Коростовцев М. А. Академик Борис Александрович Тураев (О стиле работы ученого). // Вестник древней истории. 1974. №2. С. 111 – 114.

[2] История

[3] Коростовцев М. А. Академик Борис Александрович Тураев (О стиле работы ученого). // Вестник древней истории. 1974. №2. С. 111.

[4] Там же. С. 113.

[5] Там же. С. 112 – 114.

[6] Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы.

[7] Цит. по: Коростовцев М. А. Академик Борис Александрович Тураев (О стиле работы ученого). // Вестник древней истории. 1974. №2. С. 112.

[8] М. А. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1975.

[9] Цит. по: Коростовцев М. А. Академик Борис Александрович Тураев (О стиле работы ученого). // Вестник древней истории. 1974. №2. С. 113.

[10] Цит. по: Коростовцев М. А. Академик Борис Александрович Тураев (О стиле работы ученого). // Вестник древней истории. 1974. №2. С. 114.

[11] Там же. С. 114.

Стагнационные тенденции советской экономики
К концу 1920-х гг. советская экономика сигнализировала о нарастании серьезных проблем и противоречий. Ситуация к тому же усугублялась еще и те, что на протяжении 1920-х гг. информация об экономическом развитии страны была не совсем верной. Между тем в высших партийно-государственных сферах витал миф о значительном улучшении уровня жизн ...

Теория элит (Г. Моска, В. Паретто)
Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848—1923) и в концепции политического класса Гаэтано Моски (1858— 19 ...

Германия в XI—XV вв.
Историческое развитие средневековой Германии характеризовалось значительным своеобразием. До XIII в. Германское государство было одним из наиболее сильных в Западной Европе. В последующее время в результате усиления внутренней территориальной раздробленности оно пришло в упадок, в то время как другие западноевропейские страны, вступив н ...