Возрождение
Страница 1

Историческая летопись » Западная цивилизация » Возрождение

До сих пор речь шла об аграрных цивилизациях Запада, Востока и Америки. Вплоть до XVI в. западная цивилизация во многих отношениях отставала от восточных. Однако на рубеже XV–XVI вв. в европейском обществе произошли такие изменения, которые привели к смене типа цивилизации.

Среди этих изменений первенствующее значение имели изменения социокультурного порядка, которые обычно обозначают понятием «Возрождение». Эпоха Возрождения была качественно иной по сравнению с эпохой средних веков.

Первое принципиальное отличие заключается в антропоцентричной картине мира. Антропоцентризм подразумевает выдвижение человека в центр мироздания. Лучшей иллюстрацией такого положения могут служить рассуждения руководителей Платоновской академии во Флоренции, Марсилио Фичино (1433–1499 гг.) и Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494 гг.) в конце XV в.: человек сотворен Богом наполовину и помещен в центр мира; дальнейшее досотворение зависит от самого человека; если он будет делать выбор в пользу добра, то он возвысится до уровня ангелов и даже Бога, если же он будет делать выбор в пользу зла, то он деградирует, упадет до уровня скота.

Другой иллюстрацией антропоцентризма может служить теория прямой перспективы, открытая Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Филиппо Брунеллески (1377–1446 гг.) и другими живописцами XV в. Согласно этой теории видимые объекты уменьшаются, чем дальше от художника и зрителя они находятся. Здесь ощущается отчетливое осознание человеком XV в. своего центрального положения, от его глаза оцифровывается пространство как реальное, так и иллюзорное в картине до бесконечности, в которой все линии зрения оптически соединяются в точку. Антропоцентризм был неведом средневековью, основанному на теоцентризме, и тем более – восточным культурам. Нет надобности подчеркивать, что именно этот новый мировоззренческий принцип обусловил небывалую активность человека европейского Возрождения и редкий динамизм европейского общества XV–XVII вв. Человек осознал себя творцом, мастером, сравнимым с Первотворцом, Небесным мастером; он способен не только создавать искусственный мир вокруг себя, но и творить самого себя, восходя до статуса Бога.

Следующим отличием культуры Ренессанса от предшествующей был индивидуализм.

Индивидуализм породил стихию конкуренции, самоутверждения, которые позднее будут признаны естественным состоянием и естественным правом.

Еще одним немаловажным отличием культуры Возрождения является гуманизм в его новоевропейском понимании. Изменился идеал жизни. Если прежде господствовал идеал созерцательной жизни (vita contemplativa), то в эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни. В эпоху Возрождения определилась ведущая роль городского населения: не только интеллектуальной элиты, но и купцов, ремесленников, являвшихся наиболее динамичными группами ренессансного общества. Уже к концу XV в. уровень урбанизации в Северной Италии и Северной Франции достиг 50%. Города этих регионов Европы обладали наибольшими денежными накоплениями, которые вкладывались в развитие искусств и образования.

Помимо ренессансной культуры и вызванных ею изменений мощным фактором перехода к новому типу цивилизации стали «Великие географические открытия.

Вслед за географическими открытиями началась конкиста: завоевание новых земель. Португальцы устремились устанавливать свое господство в Америке, Индии, Индонезии; испанцы приступили к завоеванию Южной Америки. Франция и Англия позднее вступили на этот путь, начав колонизацию Северной Америки.

В новые земли устремились тысячи конкистадоров и колонистов, миссионеров и негоциантов. В Старый Свет были направлены потоки золота и серебра, неизвестных прежде продовольственных товаров: маиса, картофеля, какао, шоколада и др. Последние позволили снять проблему голода. Приток же драгоценных металлов вызвал резкий рост цен, породивший панику в Европе. В росте цен объявлялись повинными итальянские ломбарды, евреи и даже ведьмы. Прокатилась волна еврейских погромов и сожжений ведьм. Дело же заключалось в том, что в XVI в. стали устанавливаться мировые цены на золото и серебро, которые оказались ниже, чем прежние цены на драгоценные металлы в Старом Свете, где технология их добычи была крайне дорогостоящей. Новые цены на золото и серебро привели к переоценке всех товаров, за каждую единицу которых теперь пришлось выкладывать большее количество золотых и серебряных монет. Последующие историки это явление порой называли «революцией цен».

Страницы: 1 2

Каменная и глиняная посуда в эпоху неолита.
После того, как человек освоил более усовершенствованные орудия и приобрел необходимые технические навыки при высекании чашеобразных углублений в скалах, он стал изготовлять переносную каменную посуду простейшей формы. Первое время подобная посуда изготовлялась из камня мягкой породы и внутри имела полусферическую форму, ничем не отлич ...

Китайский культ правителя
Суть особенностей формирования китайского культа правителя, по мнению М.Е. Кравцовой, состоит в том, что официальная религиозная традиция древнего и имперского Китая концентрировалась преимущественно вокруг не культов божественных персонажей, а культа правителя, который до начала XX в. исчерпывал собою официальную идеологическую систему ...

Источниковедческий раздел
Источники, послужившие основой для написания данной работы, были изданы в сборнике «Борис Савинков на Лубянке». Это издание имеет ряд преимуществ и ряд недостатков. К первым можно отнести основательную и разностороннюю подборку источников разного типа по периодам деятельности Савинкова, которые имеют отношение не только к его пребыванию ...