Государственный и административно-политический строй ханства Абулхаира.Страница 2
Важным административным лицом был даруга - правитель, ханский наместник в городе, области, управляющий делами города. В его обязанности входили сбор дани и прочих налогов и присмотр за порядком.
Масса оседлого и кочевого населения ханства Абулхаира обозначалась термином «карачу» («простолюдины», «чернь»).
Государственно-административная система ханства Абулхаира была направлена на защиту интересов правящей верхушки. Сложившаяся военно-ленная система с ее иерархией обеспечивали ей возможность эксплуатации рядовых скотоводов и зависимых оседлых крестьян. Но вместе с тем она обеспечивала возможность сохранения целостности государства, защиты его территории во взаимоотношениях с соседними государствами, как это было в период реализации агрессивных устремлений их соседей.
Политическая власть знати ханства Абулхаира, начиная с хана и кончая вождем рода, базировалась на экономической мощи, основой которого являлось традиционное право распоряжения, фактическое владение как пастбищными территориями, на которых кочевали подвластные феодалам племена и роды, так и обрабатываемыми участками в местах зимовок и в оседло-земледельческих оазисах, а также владения громадными стадами скота.
Этнический состав населения состоял из тюркских родов и племен – кипчаков, найманов, уйсуней, аргынов, карлуков, конгратов, канглов, кереитов и многих других. У этих племен были схожие языки и хозяйства, а также общие культура, обычаи и традиции.
Что касается названия государства, созданного Абулхаирханом, то в источниках оно обычно именуется по традиции "Узбекским улусом", а также "улусом Шайбана", "улусом Абулхаира". Термин "улус" иногда применяется в источниках вместе с термином иль (эль) и с именем собственным: "иль ва улус-и Абулхаирхан", или с обобщенным этнополитическим названием подвластного населения "иль ва улус-и узбек" и т.д. Применяется также последнее название и в сочетании с географическим понятием "дийар" - страна (Дийар-и узбек). В исторической литературе государство Абулхаирхана именуется "Узбекским ханством", "Государством кочевых узбеков", "Ханством
Абулхаира". Последнее наименование представляется более нейтральным, так как на территории ханства обитали не одни только кочевые узбеки, в смысле будущего компонента узбекской народности в Средней Азии, но главным образом казахи, мангыты, о чем пишет автор начала XVI в. Рузбихан Исфахани. По наименованию одной из крупнейших этнических групп, обитавших на территории, вошедшей в государство Абулхаира, последнее имеет основание называться также Кыпчакским ханством.
Кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака еще более усилили свою активность при Абулхаирхане и при всяком удобном случае совершали нападения на пограничные с их улусами владения. Характерно, что ко времени правления Абулхаира основным направлением внешней политики предводителей кочевых племен Восточного Дешт-и-Кыпчака была не борьба за сарайский трон, а борьба с Тимуридами за присырдарьинские города и Хорезм. Последнее обстоятельство может служить показателем того, что улус Шибанидов вступил отныне в более тесные взаимоотношения со Средней Азией, которые закончились на рубеже XV-XVI вв. окончательным завоеванием государства Тимуридов внуком Абулхаирхана Мухаммадом Шайбани. Связи же с центрами распадавшейся Золотой Орды постепенно ослабевали, хотя, по словам автора «Тарих-и кассира», власть Абулхаира в годы его могущества распространялась вплоть «до пределов Булгара».
Внутриполитическое положение государства, несмотря на сорокалетнее правление Абулхаирхана, было непрочным. Ханство Абулхаира не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриторий, этнополитических групп, владений (улусов) во главе с чингизидами. Весь период правления Абулхаира был заполнен усобицами. Ему пришлось вести упорную и ожесточенную борьбу с многочисленными Джучидами, претендовавшими на верховную власть. Уже в 1430г., вскоре после того, как он был провозглашен ханом, Абулхаир вынужден был выступить в поход для «приведения в повиновение» Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана. Противники встретились на берегу реки Тобола. После жаркого боя Махмуд-Ходжа-хан был разбит и обратился в бегство в надежде, что быстроногий скакун унесет его с поля брани. Однако перехитрить судьбу невозможно: он был схвачен и казнен по приказу Абулхаира. А жену Махмуд-Ходжа-хана, по имени Аганак-бике, которая по красоте своей «спорила с луной, Абулхаир по мусульманскому обычаю взял в жены». Богатство и военная добыча, которые достались от противника, были поделены между воинами. «Всех высокопоставленных султанов и славных эмиров он отличил и одарил дорогими вещами, поясом и высокими должностями». Так на берегу Тобола было покончено с притязаниями Махмуд-Ходжа-хана, но явились другие претенденты, наиболее влиятельные из числа которых были Махмуд-хан и Ахмад-хан.
Восстание под предводительством Ивана Болотникова
(1606-1607 гг. )
Холопство было неоднородным социальным слоем. Верхи холопов, приближенные к своим владельцам, занимали достаточно высокое положение. Не случайно многие провинциальные дворяне охотно меняли свой статус на холопий. И. Болотников, по-видимому, принадлежал к их числу. Он был военным холопом А. Телятевского и, скорее всего дворянином по свое ...
Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до н.э
В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По мере укрепления своих позиций она оттесняла как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. Если в государствах-полисах политические конфликты среди свободных определялись главным образом стол ...
Прекращение деятельности городских веч.
Татарское нашествие со всеми сопровождавшими его последствиями ускорило и тот самый процесс жизни, который приводил к упадку значения, а затем и к окончательному прекращению деятельности городских веч в северо-восточной Руси.
Уже во второй половине XII века, в эпоху интенсивного заселения края колонистами с юга, князья северо-восточно ...