Политические и правовые учения в России во втор. пол. 18 вв

Историческая летопись » История политических и правовых учений » Политические и правовые учения в России во втор. пол. 18 вв

Во второй половине XVIII в. происходит укрепление сословной структуры российского общества. В результате дворцового переворота в 1762 г. на престол взошла Екатерина

II

(период просвещенного абсолютизма.).

Задачу самодержца императрица видит прежде всего в создании всеобщего блага.

Просветительские и либеральные настроения императрицы в начале ее царствования были способом исследования общественного мнения. В этот период широко обсуждалось предоставление некоторых прав крестьянам, однако это вызвало негативную реакцию со стороны дворянства. Эти настроения были выражены в сочинениях А. П. Сумарокова.

Сумароков использует востребованные тогда идеи Просвещения, однако он отрицает утверждение о равенстве всех людей и считает, что освобождение крестьян нарушит создавшееся естественное равновесие.

Воззрения наиболее прогрессивной части дворянства выражал просветитель Н. И. Новиков (1744—1818).

В издававшихся Новиковым журналах рассматривались проблемы социального неравенства, вопросы естественного равенства людей. Резкая сатира журнальной публицистики была направлена против образа жизни помещиков. Однако Новиков не доходит до отрицания крепостного уклада.

Яков Павлович Козельский (около 1728

— около 1793)

выпустил хрестоматию «Философические предложения». В ней он раскрывает идеи договорного государства и индивидуальных свобод (в том числе свободы собственности). Идеал общества — такое положение, когда труд в почете и есть место для человеческих добродетелей и справедливых законов.

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын (1734—1803)

считал, что крепостное право является препятствием для развития сельского хозяйства, промышленности и торговли. Он предлагал освободить крестьян, но постепенно. Голицын выступает противником революционных преобразований.

Примером западного буржуазного либерализма является теория Семена Ефимовича Десницкого (1740—1789).

В своих произведениях он использует западные образцы политико-правовых учений. Он рассматривает исторический процесс как последовательную смену четырех стадий: охотничьей, пастушеской, земледельческой, коммерческой. Переход от одной стадии в другую связан с развитием хозяйства и совершенствованием законодательной базы и государственной власти.

Более радикально представлял себе преобразования России и общества Александр Николаевич Радищев (1749—1802).

В своих идеях он основывается на наиболее радикальные направления французского Просвещения, концепции общественного договора и естественного права. Радищев выступает за отмену крепостного права не сверху, а снизу — путем народной революции.

Законодательство о служилых людях по отечеству и прибору. Законодательство о служилых людях по отечеству
Данному периоду посвящено множество исследований, особую роль в которых занимает дворянство. Историков давно интересовал этот человек повседневности. Речь идет о простых исполнителях, тех, кто составлял толпу, изучить которую невозможно, а в массе крайне трудно. Начало XVII столетия ознаменовывается перераспределением классовых сил и со ...

Оформление христианской догматики. Вселенские соборы
Эпоха перехода от античности к средневековью являлась важнейшим этапом в становлении христианского вероучения. В IV в. церковь не была внутренне единой. Поэтому, когда в 323 г. Константин I стал единодержавным правителем всей империи, он выступил инициатором созыва церковного собора, который должен был заложить основы кафолической, всел ...

Библиотечное дело
Библиотечное дело стало активно развиваться только в XIX веке, ознаменовавшись появлением первых общественных библиотек. Первые же библиотеки в Пермской губернии появляются в конце XVIII –начале XIX веков. Это были библиотеки при Пермской гимназии (1786) и Пермской семинарии (1802), книгами которых пользовались только преподаватели и у ...