Политико-правовые идеи социализма в Зап. Европе и России 19-нач. 20в.в. (Г. В. Плеханов, К. Каутский, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин)

Историческая летопись » История политических и правовых учений » Политико-правовые идеи социализма в Зап. Европе и России 19-нач. 20в.в. (Г. В. Плеханов, К. Каутский, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин)

К центристам относился и Георгий Валентинович Плеханов – один из основателей Российской социал-демократической рабочей партии, видный теоретик марксизма. Плеханов, как и многие др-е марксисты, считал социалистическую революцию возможной на той стадии развития капитализма, когда материальное производство достигнет высокого уровня и пролетариат составит большую часть населения.

Вначале П. полагал, что власть пролетариата будет осуществляться посредством прямого народного закон-ва; потом он от этой мысли отказался, он был сторонником социализма, введенного не по принуждению, а по решению и с согласия бол-ва народа.

При всей остроте полемики между оппортунистами и центристами им были свойственны некоторые общие пол-ко-правовые идеи.

1. все они были сторонниками демократии, использования в интересах рабочего класса всеобщего избирательного права, свободной борьбы партий на выборах, свобод слова, печати, собраний, полновластия представительных учреждений, а также развития соц-го закон-ва и активного вмешательства гос-ва в экономику.

2. им было свойственно отрицательное отн-ние к революционному экстремизму.

Взаимные обвинения в отступлениях от марксизма усилились после октября 1917 г. После разгона Учредительного собрания Каутский написал книгу "Диктатура пролетариата", содержащую резкую критику пол-ки большевиков, противоречащей пр-пам демократии. Каутский утверждал, что принудительное насаждение коммунизма порочит эту идею, ибо социализм — новый, прогрессивный общ-ый строй — невозможно ввести насильственно, вопреки воле бол-ва.

Большевики и социал-демократы — интернационалисты делали центристам II Интернационала тот упрек, что оппортунистическая позиция ряда социалистических депутатов побудила их, вопреки решениям II Интернационала, голосовать за военные кредиты в начале мировой войны.

Карл Каутский один из лидеров германской социал-демократии и II Интернационала, отвергал высказывания Б.а против некоторых марксистских идей, писал о неизбежности социалистической революции, возражал против призывов превратить Социал-демократическую партию в партию социальных реформ. При сохранении капитализма, уверял Каутский, реформы временны, частичны, носят поверхностный характер и в конечном счете только содействуют накоплению социальных противоречий, обострению классовых антагонизмов и борьбы, ведущей к преобразованию об-ва в целом. Кроме того, рассуждал Каутский, без признания социализма как цели само сущ-е Социал-демократической партии лишается смысла.

В книге "Терроризм и коммунизм" Каутский утверждал, что принудительное насаждение коммунизма порочит эту идею, ибо социализм — новый, прогрессивный общ-ый строй — невозможно ввести насильственно, вопреки воле бол-ва Каутский сетовал, что Россией после 1917 правят не рабочие, а новая бюрократия, которая низвела на уровень тени рабочие советы, затруднив новые выборы и исключив из них всякую оппозицию В результате произвола этой бюрократии, опирающейся на средства насилия, на армию, писал Каутский, "русский коммунизм стал воистину социализмом казармы. Большевизм победил в России, но социализм потерпел там поражение"

Тураев и отечественная история
Большим достоинством Б. А. Тураева как ученого была осторожность в выводах. В качестве примера можно указать на его отношение к теории панвавилонизма. Б. А Тураев полностью его отвергал, как и Куглер, доказавший ее несостоятельность. Но последний в пылу полемики против сторонников панвавилонизма ошибочно отрицал также и древность астрал ...

Киевская оборона
Пусть никогда не забудет Киев . Героев Днепра! Пусть в добром течении добрых времен пропоют им поэты славу в столетия, как поднимались они со всех концов Советского Союза на Владимира холм, Как червонили кровью Белые пески родных берегов! Александр Довженко Ничто в жизни не повторяется. И сердцу всегда тревожно перед уходящим, ибо ...

Политико-правовые учения в Зап. Европе 16-17 вв. (Н. Макиавелли, Ж. Боден)
XVI век — век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы. Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии ...