Владимир Мономах.

Историческая летопись » Полководцы древней Руси » Владимир Мономах.

Внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Ярославича княжил в Чернигове и Смоленске, в 1113 году был призван на киевский стол восставшими горожанами. Имя Мономах (что значит «единоборец») Владимир-князь получил по линии матери, которая была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

По традиции тех времен, князь большую часть жизни проводил в походах, деля все трудности со своей дружиной. Он стяжал себе славу мудрого, щедрого и справедливого правителя. Время его правления было отмечено сравнительным спокойствием и благополучием на Руси.

При Мономахе утвердились русские формы архитектуры, примером могут служить Георгиевская церковь Юрьева монастыря (1119), Николо - Дворищенский собор (1113) в Новгороде и др.

Великий князь много сделал для укрепления единства Руси: не только примирял удельных князей, постоянно споривших из-за власти, но и расширял старые и строил новые города, покровительствовал общерусскому летописанию, созданию первых русских житий, канонизации Бориса и Глеба — первых святых на Руси. Он разработал Устав, дополнивший «Русскую Правду» Ярослава Мудрого.

Словесный портрет Мономаха, во многом совпадающий с изображениями в Кенигсбергской летописи, приводит историк

XVIII века В. Н. Татищев: «Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая: ростом не весьма высок, но крепкий телом и силен». При этом «был страшен и любим у всех окрестных и подвластных его». Мономах умер в преклонных летах, оставив потомкам знаменитое «Поучение», обращенное к его детям «или к иным, кто прочтет». Советы «Поучения» проникнуты высоким гуманизмом: он учит защищать слабого, помогать сиротам, убогим и вдовам, неустанно трудиться всю жизнь. Автор делится реальным жизненным опытом — отца, государственного деятеля, воина, страстного охотника, человека, глубоко воспринимающего красоту окружающего мира.

С именем Мономаха связана легенда конца XV—XVI о золотом венце, которым с той поры венчали на царство всех русских государей вплоть до конца ХVII столетия. Якобы, после успешного похода Владимира на греческие земли византийский император Константин послал ему знаки самодержавия, царской власти и в том числе венец с собственной головы – с тех пор венец, стал называться шапкой Мономаха (в настоящее время хранится в Оружейной палате в Московском Кремле). Скорее всего, венец этот был изготовлен восточными мастерами в XIII-XIV веках, а легенда, возникшая позднее, должна была служить подтверждением теории происхождения власти московских правителей от князей Киевских, а через них — от византийских императоров.

Теории «возрожденного» естественного права
Различение права естественного и права искусственного, проведенное древнегреческой мыслью, было затем поддержано многими авторами последующих эпох. Г. Кельзен (1881 — 1973) — австрийский философ права, написал работу «Чистая теория права» (1934 г.), где была изложена теория позитивного (т.е. существующего и действующего) права. Предме ...

Римляне и их соседи
В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации. В VIII в. до н. э., т. е. в эпоху зарождения римской ц ...

Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма. У истоков эллинизма
В то время когда самые мощные греческие полисы истощали себя в междоусобных войнах, на севере Балканского полуострова крепло молодое государство — Македония. При царе Филиппе II, создавшем самую сильную в ту эпоху армию, Македония все активнее стала вмешиваться в политическую жизнь Греции, а вскоре вступила в военный конфликт с Афинами, ...