А. Луцкевич в «нашенивский период» (1906-1915)
Страница 1

Историческая летопись » Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность » А. Луцкевич в «нашенивский период» (1906-1915)

Важнейшим моментом в национальном уважении Белоруссии было появлении легальной печати на белорусском языке. Еще в 1906 г. зародились первые издательства, имеющие своей целью разбудить белорусское самосознание.

Так в Минске вышла белорусская газета на русском языке «Голос Белоруссии», которая была закрыта еще на первом номере. Активнейшая роль в организации этих издательств принадлежала БСГ, ее лидерам. Так, в мае 1906 г. в Петербурге, где находился член БСГ В.Ивановский, было организовано издательство «Заглянет солнце и в наше оконце» [29,с.538]. Это издательство, вплоть до его закрытия в 1914 г., много сделала для белорусского возрождения. Н все же, по настоящему титаническую работу, вплоть до своего закрытия в 1915 г., сделала газета «Наша Нива», по названию которой и называется период белорусского возрождения, охватывающий 10 лет Истории Белоруссии.

Начало издательства этой газеты предшествовала «Наша Доля». Она являлась фактически первой легальной общественно-политической и литературной газетой для рабочего класса. Первый номер газеты увидел свет 1 сентября 1906 года и был набран двумя шрифтами. Известно, что неофициальными редакторами этой газеты были братья Луцкевичи, А.Пашкевич (Тетка), Уместовский. Газета «Наша Доля» призывала всех белорусов к работе на благо национального возрождения и выступала за белоруссизацию системы образования: делала попытки образовать сельские союзы по принципу профсоюзов городских рабочих – и вместе с ними добиться единства действия рабочих и крестьян в тех обстоятельствах. «Ни штыки и плети не успокоят народ! Для успокоения народа есть одна только Рада: исполнить то, что добивается народ…» [31,c.185].

Вообще статьи «Нашей Доли» отличались революционностью, но тем не менее, как отмечает сама редакция газеты, что не смотря на репрессии, она как и раньше «будем защищать дела народные и всей рабочего пролетариата» [31, с.185]. Известно, что уже на первый номер «Нашей Доли» был наложен арест, но тем не менее арест был отменен. Но не смотря на это судьба газеты слаживалась не в ее пользу. Судебные процессы проходили по 3 и 4 номерам. Все это говорило о бесперспективности борьбы в таком направлении.

Все это понимал и А.Луцкевич, который с другими лидерами БСГ (А.Власовым и В.Ивановским) начали склоняться к либерально-народническим позициям. Это выяснилось в редакционном заявлении 4 номера газеты «Наша Доля»: «Землю нужно добывать не силой и грабежом, а законам» [32,с.411]. В принципе редакция заявила о закрытии газеты, но нашлись люди, которые продолжили ее издательство, но успеха она, как известно, не имела. 5-й и 6-й номера были конфискованы, а 7-й полиция уничтожила еще при ее наборе.

Покинув редакцию «издатели газеты во главе с Иваном и Антоном Луцкевичами» [33,с.78] взяли более последовательный, либеральный курс. А.Луцкевич прекрасно понимал, что идти на открытое столкновение с самодержавием в тех обстоятельствах не только глупо, но и являлось политической недальновидностью и своеобразным безумием. Начав издавать новую газету «Наша Нива», уже в первом номере обозначилось направление деятельности газеты: «Не думайте, что мы хотим служить только панам или одним мужикам. Нет, никогда нет! Мы будем служить всему белорусскому угнетенному народу» [34,с.1].

То есть, взяв на вооружение развитие, прежде всего, культурно-просветительские работы, редакции да и Грамадавцем, в целом, удалось сохранить не только свои кадры, т.е. избежать репрессий, объединить, как говорил И.Дворчанин, «всю сознательную Беларусь на борьбу за национальные идеалы» [35,с.29].

Смотря с высоты, фактически, столетия на эти события А.Луцкевич и остальные лидеры БСГ, которые последовали этой тактике, сделали правильный выбор. Первый номер газеты ярко показывает реформистский путь, который выбрала БСГ. Особенно хорошо это видно в статье «Выборы в Государственную Думу», где решение основных социально-экономических вопросов связывается не с революцией, а с Государственной Думой. В ней отмечается следующее: «Правительство в манифесте 17 октября 1905 г. само признало, что от этого дня «ни один закон не может иметь силы, пока народ через своих избранных депутатов… не даст на это свое согласие», с этой Думы народ должен получить, сколько это возможно» [34,с.2].

Как же восприняли появление новой газеты на белорусском языке в Беларуси. Как отмечает в своих воспоминаниях Витан-Дубейковская, на появление в продаже газеты «Наша Нива» фактически не обратили внимания, и многие говорили: «Ot chlopska gazeta» [36,с.61]. Но она, которую называли «холопской», нашла своего читателя среди интеллигенции как польской, так и российской. По-разному смотрели на нее эти два противоположных крыла Российской империи. Если поляки считали, что появление белорусской газеты подрывало полонизацию белорусского крестьянства, то россияне считали, что она мешала русификации [36,с.61].

Страницы: 1 2 3 4

Участие Ленина в работе II съезда РСДРП (1903 год)
С 17 июля по 10 августа 1903 года в Лондоне проходил II съезд РСДРП. До 24 июля (6 августа) работал в Брюсселе, но бельгийская полиция вынудила делегатов покинуть страну; съезд перенёс свои заседания в Лондон. Всего было 37 заседаний (13 - в Брюсселе и 24 - в Лондоне). Созыв съезда явился результатом огромной работы по объединению русск ...

Функции цеховой организации ремесла
Одной из главных функций цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang – цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленн ...

Влияние церкви на гражданский быт.
Христианская церковь, основанная на Руси князем Владимиром, не могла примириться с таким порядком. Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли к ...