Механизм трансформации
Страница 2

Историческая летопись » Противоречия экономики СССР в годы НЭПа » Механизм трансформации

Основные принципы новой тарифной политики согласно декрету от 10 сентября 1921 г. были следующие:

отказ от уравнительности в оплате труда работников с разной квалификацией;

увязка заработной платы работника прямо и непосредственно с увеличением производительности труда;

заработная плата должна быть увязана только с участием работника с производством, а ее повышение – только с улучшением результатов производства;

в заработную плату должны входить все виды выплат рабочим и служащим (денежная плата, предметы потребления и продовольствия, прозодежда, внеплановые выдачи, семейные пайки и т.д.). Все виды натуральных выдач оценивались по рыночным ценам;

отказ от «выдач продовольствия предприятиям по количеству занятых в них рабочих; выдачи должны производиться не по количеству, а по количеству, а исключительно на единицу выпущенного предприятием фабриката».[5]

Декрет СНК от 10 сентября 1921 г. имел огромное принципиальное значение. Речь шла не просто о сумме практических мероприятий по совершенствованию тарифного вопроса, а о целой программе подъема экономики на основе совершенно иных, нежели при «военном коммунизме», принципах использования трудовых ресурсов.

Списки предприятий, фиксирующие количество рабочих при переходе на коллективное снабжение, заменялись новым принципом построения бюджетно-сметной системы. Данное положение было узаконено декретом СНК от 10 ноября 1921 г. «Об оплате труда рабочих и служащих предприятий, перечисленных в особом списке Совета Труда и Обороны, а также переведенных на коллективное снабжение».

Особенностью данного декрета являлось в том, что годовой фонд заработной платы исчислялся не по количеству занесенных в списки рабочих, а по смете в соответствии с производственной программой предприятия. Уже к концу 1921 г. согласно плану использования продовольственных ресурсов на 1921-1922 гг., разработанному в Госплане и утвержденному в СТО 28 сентября, число всех находившихся на снабжении государства за исключением Красной Армии было сокращено в 5 раз – с 35 млн. до 7 млн. человек.[6]

Декрет СНК от 10 ноября 1921 г. «Об оплате труда рабочих и служащих предприятий, перечисленных в особом списке Совета Труда и Обороны, а также переведенных на коллективное снабжение» явился значительным шагом вперед по пути внедрения принципов самофинансирования предприятий посредством расширения их участия на рынке.

На протяжении 1921-1922 гг. происходит процесс денатурализации заработной платы, который способствовал фактической ликвидации карточной системы. Таким образом, промышленные предприятия были поставлены в условия, при которых излишний баланс рабочей силы способствовал снижению финансовых показателей и уменьшал заработную плату квалифицированных работников и управленческого персонала. Заработная плата каждого работника теперь напрямую зависела от двух факторов: эффективности производства и количества работников. Естественно, такая ситуация в определенной степени стимулировала промышленные предприятия к росту производительности труда, совершенствованию производства, но она не могла не вызвать процесс «выталкивания» из производственных коллективов малоквалифицированных рабочих, молодежь, как правило, не имевшую практического опыта, женщин.

Таким образом, переход к нэпу был вызван необходимостью сохранить собственное господство большевиками принципиально иными методами руководства экономикой, нежели при «военном коммунизме».

Страницы: 1 2 

Внешняя политика Великобритании на современном этапе. Политика Великобритания в отношениях с наднациональными интегрирующими структурами.
В марте 1957 года представители шести западноевропейских стран - Бельгии, Франции, ФРГ, Италии, Люксембурга и Нидерландов - подписали в Риме договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Великобритания в ЕЭС не вошла. Тогда немногие предполагали, что западноевропейская интеграция приведет к коренному изменению экон ...

Паровые суда и железное судостроение
В 1807 г. по проекту американского инженера Роберта Фултона был построен колесный пароход "Клермонт", который считают первым в мире речным пароходом. На нем была установлена изготовленная в Англии паровая машина Уатта мощностью 21 л. с. I (15,4 кВт). Первый рейс пароход совершил по р. Гудзон со скоростью около 4,5 уз (8,5 км/ч ...

Викинги и Русь
Тема викинги и Русь имеет для нас принципиальное значение,так это прежде всего история зарождения нашей государственности. В рамках данной работы мы не будем рассматривать подробно спор норманнистов и антинорманнистов, эти два течения существуют уже несколько столетий и ,что то принципиально новое мы врят ли откроем. Но нас интересует ...