Введение
Страница 4

Историческая летопись » Первая мировая война. Цели России в войне » Введение

Русские войска также изгнали турок из Иранского Лзербайджана; лишь некоторые районы Западного Ирана турки удерживали за собой. К концу 1914 г. на всех фронтах армии обеих воюющих коалиций перешли к затяжной позиционной войне.

Война на морях и океанах за второе полугодие 1914 г. по существу свелась к взаимной блокаде побережий. Первым морским сражением явился набег 28 августа 1914 г. английской эскадры адмирала Битти на германские суда, стоявшие в бухте острова Гельголанд. В результате этого набега были потоплены три германских крейсера и один эсминец, у англичан был поврежден лишь один крейсер. Затем произошли еще два незначительных сражения: 1 ноября 1914 г. в Коронельском бою у побережья Чили английская эскадра потерпела поражение от германских кораблей, потеряв два крейсера, а 8 декабря английская эскадра нанесла поражение германским кораблям у Фолклендских островов, полностью уничтожив эскадру адмирала Шпее. Эти морские сражения не изменили соотношения морских сил: по-прежнему английский флот превосходил австро-германский, который укрывался в бухтах острова Гельголанд, в Киле и Вильгельмсхафене. На океанах, в Северном и Средиземном морях господствовал флот Антанты, он обеспечивал ее коммуникации. Но уже в первые месяцы войны обнаружилась большая угроза флоту Антанты со стороны германских подводных лодок, которые 22 сентября потопили один за другим три английских броненосца, несших дозорную службу на морских путях.

Пиратский набег «Гебена» и «Бреслау» на Черноморское побережье России существенных результатов не дал. Уже 18 ноября русский Черноморский флот нанес сильные повреждения «Гебену» и заставил турецкий флот укрыться в Босфоре. Русский Балтийский флот находился в Рижском и Финском заливах под надежным минным заграждением в Балтийском море.

Таким образом, к концу 1914 г. стал очевидным провал военно-стратегического плана, разработанного германским генеральным штабом.

Военные действия на Восточном фронте в 1915 г. Русское командование вступило в 1915 г. с твердым намерением завершить: «Победоносное наступление своих войск в Галиции».

Шли упорные бои за овладение карпатскими проходами и Карпатским хребтом. 22 марта после шестимесячной осады капитулировал Перемышль с его 127-тысячным гарнизоном австро-венгерских войск. Но выйти на венгерскую равнину русским войскам не удалось.

К середине апреля германское командование успело перебросить с Западного фронта лучшие боеспособные корпуса, которые вместе с австро-венгерскими войсками образовали новую ударную 11-ю армию под командованием германского генерала Макензена. Сосредоточив на главном направлении контрнаступления войска, в два раза превосходившие силы русских войск, подтянув артиллерию, численно превосходившую русскую в 6 раз, а по тяжелым орудиям — в 40 раз, австро-германская армия 2 мая 1915 г. прорвала фронт в районе Горлицы.

Под напором австро-германских войск русская армия с тяжелыми боями отступала с Карпат и из Галиции, в конце мая оставила Перемышль, а 22 июня сдала Львов. Тогда же, в июне, германское командование, намереваясь зажать в «клещи» русские войска, сражавшиеся в Польше, предприняло удары своим правым крылом между Западным Бугом и Вислой, а левым — в низовьях реки Нарев. Но и здесь, как и в Галиции, русские войска, не имевшие достаточно оружия, боеприпасов и снаряжения, с тяжелыми боями отступили.

К середине сентября 1915 г. наступательная инициатива германской армии истощилась. Русская армия закрепилась на линии фронта: Рига — Двинск — озеро Нарочь — Пинск — Тернополь— Черновцы, и к концу 1915 г. Восточный фронт простирался от Балтийского моря до румынской границы. Царская Россия утратила обширную территорию, но сохранила свои силы, хотя с начала войны русская армия к этому времени потеряла в живой силе около 3 млн. человек, из них около 300 тыс. убитыми.

Получив территориальный выигрыш на Восточном фронте, германское командование, однако, не добилось главного — оно не принудило царское правительство к заключению сепаратного мира с Германией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Паровые суда и железное судостроение
В 1807 г. по проекту американского инженера Роберта Фултона был построен колесный пароход "Клермонт", который считают первым в мире речным пароходом. На нем была установлена изготовленная в Англии паровая машина Уатта мощностью 21 л. с. I (15,4 кВт). Первый рейс пароход совершил по р. Гудзон со скоростью около 4,5 уз (8,5 км/ч ...

Политические и правовые учения в Италии 17-18 вв
Политическая история Италии эпохи феодализма представляет собой весьма сложную картину. Многие века сохранялась политическая раздробленность страны. Усобицы правителей итальянских княжеств и городов-республик обессилили и обескровили страну, сделали ее сравнительно легкой добычей Испании, король которой фактически стал управлять значите ...

А. Луцкевич в «нашенивский период» (1906-1915)
Важнейшим моментом в национальном уважении Белоруссии было появлении легальной печати на белорусском языке. Еще в 1906 г. зародились первые издательства, имеющие своей целью разбудить белорусское самосознание. Так в Минске вышла белорусская газета на русском языке «Голос Белоруссии», которая была закрыта еще на первом номере. Активнейш ...