Детство, образование и воспитание В.И. Ленина. Казанский
университетСтраница 1
Владимир Ильич Ульянов родился в Симбирске (ныне Ульяновск), в дворянской семье инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886), - сына бывшего крепостного крестьянина Нижегородской губернии Николая Ульянова (вариант написания фамилии: Ульянина), женатого на Анне Смирновой - дочери астраханского мещанина (по версии советской писательницы Шагинян М.Э., происходившей из рода крещёных калмыков[1]). Мать - Мария Александровна Ульянова (урождённая Бланк, 1835-1916), шведско-немецкого происхождения по матери, и еврейского - по отцу. И.Н. Ульянов дослужился до чина действительного статского советника и получил потомственное дворянство.
Ульяновы считались весьма состоятельной семьей: значительная доля матери в имении Кокушкино, собственный дом в Симбирске, жалованье отца, а после его смерти солидная (генеральская) пенсия. Семейным бюджетом до самой своей смерти в 1916 всегда распоряжалась Мария Александровна.
Илья Николаевич, набожный, законопослушный, чрезвычайно трудолюбивый чиновник (свою колоссальную работоспособность Ленин унаследовал от отца) много сделал для народного образования, дослужился до генеральского чина действительного статского советника, что давало его семье потомственное дворянство. Мария Александровна не кончила университетского курса, но имела диплом домашней учительницы. Она была женщиной эмансипированной, придерживалась левых взглядов, была хорошей хозяйкой и заботливой матерью, сама занималась с детьми иностранными языками и музыкой.
В семье Ульяновых усилиями Марии Александровны поддерживался особый пиетет перед немецким порядком и аккуратностью. Дети владели иностранными языками (Ленин в совершенстве владел немецким, по-французски читал и говорил, хуже знал английский). Ленин был, безусловно, человеком русской культуры, знавшим жизнь русской провинции, как и западную духовную и бытовую культуру.
В 1879-1887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, руководимой Ф.М. Керенским, отцом А.Ф. Керенского, будущего главы Временного Правительства (1917). Он был первым учеником в гимназии. Директор гимназии Ф.М. Керенский высоко оценивал способности Владимира Ульянова. Гимназия дала Ленину прочный фундамент знаний. Точные науки не составляли для него интереса, зато история, а в дальнейшем философия, марксизм, политэкономия, статистика стали теми дисциплинами, по которым он прочитал горы книг и написал десятки томов сочинений.
В 1887 году Ленин окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета. Ф.М. Керенский был очень разочарован выбором Володи Ульянова, так как советовал ему поступать на историко-словесный факультет университета ввиду больших успехов младшего Ульянова в латыни и словесности. [2]
В том же 1887 году 8 (20) мая, старшего брата Владимира Ильича - Александра казнили как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III. Вопреки широко распространенным в советское время сведениям Владимир не был в особенно близких отношениях со своим старшим братом. До поступления в Петербургский университет у самого Александра, по всей видимости, не было радикальных идей, он считался весьма талантливым биологом.8 мая 1887, в день казни Александра, Владимир сдавал экзамен по географии, и его знаменитая фраза: "Мы пойдем другим путем", якобы произнесенная в этот день, стала неотъемлемой частью советской мифологии. Этот факт не нашел своего документального подтверждения.
Через три месяца после поступления Владимир Ильич был исключён за участие в студенческих беспорядках, вызванных новым уставом университета, введением полицейского надзора за студентами и кампанией по борьбе с "неблагонадёжными" студентами. По словам инспектора студентов, пострадавшего от студенческих волнений, Владимир Ильич находился в первых рядах бушевавших студентов, чуть ли не со сжатыми кулаками. В результате волнений Владимир Ильич в числе 40 других студентов оказался следующей ночью арестованным и отправленным в полицейский участок. Всех арестованных исключили из университета и выслали на "место родины".
Древнейшая посуда первобытного человека.
С переходом человека к пещерной жизни потребность в заготовке запасов съестного увеличилась. Местом хранения их служили сухие ямы, вырытые в земле, и чашеобразные углубления, высеченные в скалах.
Подобные углубления зарегистрированы археологами во многих местах Азербайджана. Наиболее характерны чашечные углубления, обнаруженные в Ярдым ...
Переход от родовой к соседской общине
Усложнение деятельности проявляется и в усовершенствовании орудий труда: появляются примитивные прялка, мотыга, плуг, жатвенные ножи и серпы. Возможность получения регулярного продукта приводит к изменению организационных форм человеческой деятельности. В рамках неолита осуществляется переход от родовой общины к соседской. При этом сокр ...
Человек в литературе и искусстве Древней Греции
Жизнь в полисе давала человеку большие возможности реализовать себя, а это, в свою очередь, пробуждало интерес к личности — к разнообразию и неповторимости человеческих характеров, эмоций.
Индивидуальное начало ярко отразилось в литературе. Еще в VII—VI вв. до н. э. возник особый литературный род — лирика (от греческого слова «лира» — ...