Участие Ленина в работе II съезда РСДРП (1903 год)Страница 1
С 17 июля по 10 августа 1903 года в Лондоне проходил II съезд РСДРП. До 24 июля (6 августа) работал в Брюсселе, но бельгийская полиция вынудила делегатов покинуть страну; съезд перенёс свои заседания в Лондон. Всего было 37 заседаний (13 - в Брюсселе и 24 - в Лондоне). Созыв съезда явился результатом огромной работы по объединению русской революционной социал-демократии, проведённой редакцией и организацией "Искры". На съезде были представлены 26 организаций: группа "Освобождение труда", русская организация "Искры", Петербургский комитет, Петербургская рабочая организация, Московский комитет, Харьковский комитет, Киевский комитет, Одесский комитет, Николаевский комитет, Крымский союз, Донской комитет, Союз горнозаводских рабочих, Екатеринославский комитет, Саратовский комитет, Тифлисский комитет, Бакинский комитет, Батумский комитет, Уфимский комитет, Северный рабочий союз, Сибирский союз, Тульский комитет, заграничный комитет Бунда, ЦК Бунда, "Заграничная лига русской революционной социал-демократии", "Заграничный союз русских социал-демократов", группа "Южный рабочий". Всего участвовало 43 делегата с 51 решающим голосом (так как многие комитеты не могли прислать нужного числа депутатов, некоторые депутаты имели по два мандата) и 14 делегатов с совещательным голосом, представлявших несколько тысяч членов партии. Ленин принимал активное участие в подготовке съезда не только своими статьями в "Искре" и "Заре"; ещё с лета 1901 года вместе с Плехановым он работал над проектом программы партии, подготовил проект устава. [18]
Программа состояла из двух частей - программы-минимум и программы-максимум. Первая предполагала свержение царизма и установление демократической республики, уничтожение остатков крепостничества в деревне, в частности возвращение крестьянам земель, отрезанных у них помещиками при отмене крепостного права (так называемых "отрезков"), введение восьмичасового рабочего дня, признание права наций на самоопределение и установление равноправия наций. Программа-максимум определяла конечную цель партии - построение социалистического общества и условия достижения этой цели - социалистическую революцию и диктатуру пролетариата. [19]
На самом съезде Ленин был избран в бюро, работал в программной, организационной и мандатной комиссиях, председательствовал на ряде заседаний и выступал почти по всем вопросам повестки дня. [20]
К участию в съезде были приглашены как организации, солидарные с "Искрой" (и называвшиеся "искровскими"), так и не разделявшие её позицию. В ходе обсуждения программы возникла полемика между сторонниками "Искры" с одной стороны и "экономистами" (для которых оказалось неприемлемым положение о диктатуре пролетариата) и Бундом (по национальному вопросу) - с другой; в результате 2 "экономиста", а позже и 5 бундовцев покинули съезд.
Но обсуждение устава партии, 1-го пункта, определявшего понятие члена партии, обнаружило разногласия и среди самих искровцев, разделившихся на "твёрдых" - сторонников Ленина и "мягких" - сторонников Мартова. "В моем проекте, - писал Ленин после съезда, - это определение было таково: "Членом Российской социал-демократической рабочей партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций". Мартов же вместо подчеркнутых слов предлагал сказать: "работой под контролем и руководством одной из партийных организаций . Мы доказывали, что необходимо сузить понятие члена партии для отделения работающих от болтающих, для устранения организационного хаоса, для устранения такого безобразия и такой нелепости, чтобы могли быть организации, состоящие из членов партии, но не являющиеся партийными организациями, и т.д. Мартов стоял за расширение партии и говорил о широком классовом движении, требующем широкой - расплывчатой организации и т.д . "Под контролем и руководством", - говорил я, - означают на деле не больше и не меньше, как: без всякого контроля и без всякого руководства". [21]
Политико-правовые учения в Зап. Европе 16-17 вв. (Н. Макиавелли, Ж. Боден)
XVI век — век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы.
К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы.
Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии ...
Теократические теории 4-5 вв. (Св. Августин, Иоанн Златоуст)
Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской властью и церковью временами возникали трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников как на своих чиновников, обязанных исполнять императорские веления; порой императоры притязали на авторитарные решения даже и чисто рел ...
В поисках неземного совершенства
В греческой культуре не родилась религия спасения, подобная буддизму, конфуцианству или иудаизму. Но, как и на Востоке, греческие философы в V— IV вв. до н. э. стали осознавать разницу между порядком земным и небесным и стремились преобразовать человека и общество в соответствии с высшими нормами.
Первым среди таких философов был Сокра ...