Село Кольчугино и “Копикуз”.
Страница 1

Историческая летопись » История села Кольчугино » Село Кольчугино и “Копикуз”.

Развитие добывающей промышленности в районах нового освоения, к которым относилась Сибирь, требовало более значительных капиталовложений, чем на экономически освоенном, густо населенном юге Европейской России. Отдельные предприятия могли успешно действовать лишь в составе крупных территориально-производственных комплексов, включающих рудники, заводы, различные подсобные и смежные предприятия, железную дорогу для поставки руды и топлива к заводам, а готовой продукции к Сибирской магистрали. Для этого требовались крупные финансовые вложения, которых в России, а особенно в Сибири, не хватало.

“Для того чтобы на почве богатой природы и дешевого труда могла вырасти широкая и могучая промышленность, необходимы деятельные капиталы, которые предприняли бы трудную устроительную работу. К несчастью, именно капиталами, скопленными сбережениями, и не богато наше отечество. При нашей бедности капиталов внутри страны … необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может совершаться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов”[110].

В 1909 г. на имя Николая Семеновича поступил Билль, автор которого писал о том, что “кольчугинское месторождение 55 верст от деревни Шевелевой на Томи в своих четырех пологопадающих пластах 7-15° Майеровском (2,4 %), Болдыревском, Брусницинском и Журинском, из которых последний доходит до двух саж. мощностью, заключает в себя на столько значительный запас угля, что его хватило бы на многие годы для потребностей края… Северо-восточная часть Алтайского Округа действительно весьма богата углем и если он за последнее время добывался, можно сказать, в ничтожном количестве, то это следует приписать удаленности главнейших месторождений как от реки Оби, так и от железной дороги. Не могу не отметить одного прискорбного факта: Кабинет его Величества на все наше горное дело махнул рукой и уделяет весьма мало внимание развитию каменноугольной промышленности, не желая расходовать значительных капиталов. Вся надежда на частную предприимчивость”[111]. Данное письмо лишь подтверждает то, что было сказано ранее, о положении дел в сибирской промышленности. Вероятно такие соображения появлялись у многих сибирских деятелей. “Из различных отраслей промышленности, которых в ближайшем будущем должна здесь коснуться предпринимательская деятельность, первое место, несомненно, принадлежит горному делу. Исключительные и по своему разнообразию, и по богатству ископаемые Сибири давно уже составили ей славу[112]”.

В 1912 - 1914 гг. усилился интерес предпринимателей к кузнецкому углю. “Угольный голод, созданный в России усилиями Продугля, сулил большие прибыли вновь возникающим угольным компаниям благодаря повышению цен на уголь”[113]. А на территории Западной Сибири угольный кризис был создан владельцем Судженских копей Л.А. Михельсоном[114]. Михельсон поднял цены на уголь придержанный им на складах. Таким образом сложились предпосылки для развития угледобывающей, коксохимической промышленности в Кузнецком бассейне.

“Иностранные промышленные разведчики, появлявшиеся в Кузбассе в эти годы, проявляли особое внимание к его угольным ресурсам. В Кузбассе по поручению французской оружейной фирмы Шнейдер-Крезо побывали инженеры Громье и Барильон. В 1912 г. они опубликовали в Париже отчет о своей поездке “в частные владения его величества императора России”. Поездка Громье и Барильона была связана с организацией Акционерного общества каменноугольных копей, в котором участвовал французский капитал”[115]. В организации Копикуза приняли участие и русские капиталисты в лице Международного коммерческого и Русско-Азиатского банков[116].

Инициативу освоения природных богатств нашего края взяли на себя тайный советник В.Ф. Трепов и его компаньон С.С. Хрулёв - председатель Ме­ждународного банка.

Кабинет Его Величества заключил с ними договор на организацию добычи угля при условии, что они в течение 3 месяцев создадут об­щество Кузнецких копей и получат разрешение на постройку железной дороги в Алтайском округе от Кольчугинского месторождения дo станции Юрга Сибирской Железной дороги. Договор был заключен 19 октября 1912 г. “Кабинетом его Величества с учредителями “Общества Кузнецких каменноугольных копий””. КОПИКУЗу предоставлялось право добычи каменного угля “местности в части Алтайского округа, ограниченной с запада и севера- течением р. Оби, с востока границами округа и с юга – широтою с. Ильинскаго на р. Томи, а также местности в части округа – южнее широты с. Ильинскаго, но не южнее течения р. Бии, за исключением тех отводов в последней части, которые будут признаны необходимыми для предполагаемого железоделательного завода близь г. Кузнецка”. Причем сперва они должны были, т.е. учредители “Общества”, получить “разрешение правительства на утверждение общества под наименованием “Общество Кузнецких каменноугольных копий””, и передать ему права, вытекающие из данного договора. Так же “Общество должно было получить разрешение на строительство “ширококолейной железной дороги в Алтайском Округе от Кольчугинского месторождения каменного угля до станции Юрга Сибирской железной дороги”. “Обществу” давалось право “до 1 января 1917 г. проводить изыскания угля в данном районе и принимать отводы каменноугольного месторождения для эксплуатации”. Но и в дальнейшем государство, если это входило в интересы “Общества” отдавало предпочтение ему в праве аренды данной местности. “За каждый пуд добытого и извлеченного на поверхность угля учредители обязаны уплачивать Кабинету по пол копейке. За каждую десятину земли по 2 рубля ежегодно”[117].

Страницы: 1 2 3

Рождение монголо-татарской державы
О зарождении и развитии монгольского государства надо сказать особо, потому что на долгие годы его история трагически сплелась с судьбой русских земель, стала неотделимой частью российской истории. Во второй половине XII-нач.XIIIв. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до оз. Байкал жили многочисленные монгольские племен ...

Англия в 1815-1847 гг. Реакционная политика тори.
В 1812 г. к власти пришло правительство тори во главе с лордом Ливерпулем. В послевоенные годы политика тори была крайне реакционной. Проводником этого курса был министр внутренних дел лорд Сидмут - сторонник смертной казни за любое проявление недовольства деятельностью властей. Правительство Ливерпуля проводило политику ограбления насе ...

Радикальные экономические реформы в начале 1990-х годов
Вектор развития России на рубеже двух веков, был во многом задан теми экономическими преобразованиями (подчас радикальными) которые имели место быть в начале 90-х годов XX века. Ознакомимся с ними подробнее. Экономика Советского Союза была ярко выраженной сырьевой направленности. Плановая система народного хозяйства, активная и определ ...