Памятники эпохи бронзы. Ходжалы-Кедабекская культура.

Историческая летопись » Древнейший период истории Азербайджана » Памятники эпохи бронзы. Ходжалы-Кедабекская культура.

Археологическими исследованиями и раскопками установлено, что в эпоху бронзы Азербайджан был одной из густо населенных стран древнего мира. Он отличался своей высокой для того времени культурой. В Азербайджане тогда процветали две родственные археологическими культуры – Ходжалы-Кедабекская и Нахичеванская[39].

Ходжалы-Кедабекская культура является самой основной и древнейшей в Азербайджане. Возникла она в период энеолита, когда местные жители впервые ознакомились с металлом – медью. Ходжалы-Кедабекской культуры определяется сроком примерно в 3 тыс. лет. Последний период ее существования совпадает почти с серединой тысячелетия до н. э., когда бронзовые орудия и оружие стали вытесняться железными. В этот период Ходжалы-Кедабекская культура в результате взаимовлияний с соседними культурами, дальнейшего развития производства, изменений в общественных и идеологии стала менять свой облик, свои характерные особенности. Но, несмотря на это, отдельные элементы ее сохранились в быту азербайджанцев до последних веков. Особенно консервативными оказались некоторые формы и орнаменты керамических изделий.

Необходимо отметить, что некоторые черты Ходжалы-Кедабекской культуры характерны почти для всего Закавказья. Они свидетельствуют о том, что культурные связи между закавказскими народами существовали с глубокой древности.

В Азербайджанской ССР памятники Ходжалы-Кедабекской культуры находятся и предгорной полосах Малого Кавказа и в долине на правобережье р. Куры; следы ее встречаются в Муганской степи и в районе Талышских гор.

Типичными памятниками Ходжалы-Кедабекской культуры являются циклопические сооружения, стены которых стоят из больших глыб камней на сухой кладке. Циклопические сооружения выявлены пока в Ханларском, Дастафюрском, Шамхорском и Кедабекском районах. Наличие их предполагается в Кубатлинском, Таузском и Казахском районах. В Нахичеванской АССР они зафиксированы в Норашенском районе. Одно из них – «Огланкала» («Крепость юноши») – отличается от всех остальных циклопических сооружений тем, что стены его сложены из грубообтесанных камней почти четырехугольной формы. Азербайджанцы предгорной и нагорной частей (Малого Кавказа, где расположена основная масса этих памятников, именуют их главным образом «калача» (маленькая крепость), а иногда называют «орукдаш» (каменная кладка), «һасар» (ограда) и «дүзүлдаш» (каменные ряды). Количество выявленных циклопических сооружений в переделах республики доходит до 120.

К Ходжалы-Кедабекской культуре относятся также: остатки древних поселений, находящихся недалеко от циклопических сооружений; могилы типа каменных ящиков, выстроенных из больших плит, зачастую в районе циклопических сооружений); земляные курганы различной величины и высоты; курганы из речных валунов; кромлехи[40] и менгиры, расположенные вблизи этих памятников.

Могильный инвентарь каменных ящиков, курганов и кромлехов в основном состоит из глиняных сосудов черного и темно-серого цветов, большого количества бронзовых изделий, сердоликовых и пастовых бус, кремневых и обсидиановых наконечников стрел. Глиняные сосуды изготовлены преимущественно на гончарном круге, а более древние из них сделаны примитивным способом, без применения которые иногда наполнялись белой пастой. В некоторых случаях на корпусе сосудов изображены фигуры человека, животных, сцены охоты на диких коз, а также отдельные знаки, свидетельствующие о большом значении культа солнца в быту азербайджанских жителей. Бронзовые изделия представлены разнообразным оружием – мечами, кинжалами, ножами, топорами, секирами, наконечниками копий и стрел и высокохудожественными украшениями. Могильный инвентарь крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и свиней.

Для подробного ознакомления со всеми объектами данной культуры самыми подходящими местностями являются Ходжалинское курганное поле, расположенное между городами Агдамом и Степанакертом, при слиянии горных речек Ходжалычай и Каркарчай, окрестности гор. Ханлара, Хачбулаг в Дастафюрском районе, пос. Кедабек и с. Калакенд в Кедабекском районе.

Проблема генеалогии крымских ханов в историографии Крымского ханства.
Одним из самых спорных вопросов в историографии Крымского ханства является вопрос о происхождении династии крымских ханов – Гиреев. В 60-х гг. XVII века правителем Хивы Абу-л-Гази Бахадур-ханом написана «Родословная тюрок» («Шеджере-и тюрк»). Труд содержит наиболее важные политические события истории Монгольской империи, а впоследствии ...

Военные походы Бабура, основание державы Великих Моголов
Бабур, Захиреддин Мухаммед (1483-1530), основатель державы Великих Моголов в Индии, просуществовавшей более двух столетий (1526-1761). По отцовской линии - потомок Тимура, по материнской, возможно, Чингисхана. Этот человек вошёл во всемирную историю как основатель крупнейшей в XVI-XVIII веках державы на территории Индии и Афганистана - ...

Рождение монголо-татарской державы
О зарождении и развитии монгольского государства надо сказать особо, потому что на долгие годы его история трагически сплелась с судьбой русских земель, стала неотделимой частью российской истории. Во второй половине XII-нач.XIIIв. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до оз. Байкал жили многочисленные монгольские племен ...