Начало строительства социалистической культуры

Историческая летопись » Брестский мир » Начало строительства социалистической культуры

Советская власть решила сделать образование, науку, культуру достоянием всего народа. «Раньше весь человеческий ум, весь его гении творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же,— говорил В. И. Ленин в январе 1918 г.,— все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием .». Культурно-воспитательная деятельность стала одной из важнейших функций Советского государства. Культурным строительством ведал Народный комиссариат просвещения. На руководящую работу в Наркомпрос партия направила своих видных деятелей, высокообразованных коммунистов — А. В. Луначарского, Н. К. Крупскую, М. Н. Покровского и других.

Культурное строительство начиналось в условиях войны, разрухи и голода. Среди старой интеллигенции произошел раскол. Лучшая ее часть поддержала Октябрьскую революцию и с энтузиазмом пошла, служить народу, Советской власти. А та интеллигенция, которая была тесно связана с буржуазией, заняла враждебную позицию и вступила на путь борьбы с Советами. Значительное число интеллигентов не сразу определило свою позицию и колебалось. Меньшевики и эсеры, пользовавшиеся влиянием среди части интеллигенции, подстрекали ее на борьбу с Диктатурой пролетариата.

Преодолевая большие трудности, Советское правительство осуществляло культурное строительство. Огромное внимание уделялось народному образованию, борьбе с неграмотностью. В стране безграмотной, говорил В. И. Ленин, построить коммунистическое общество нельзя. А в России более 2/з населения было неграмотным.

Через несколько дней после Октябрьской революции Наркомпрос опубликовал обращение, в котором провозгласил задачу — в кратчайший срок добиться всеобщей грамотности населения путем введения обязательного бесплатного обучения. В ведение Наркомпроса перешли все школы, в том числе частные. Пролетарское государство отменило плату за обучение. Большую заботу проявило Советское правительство о народном учителе. В конце 1917 г. учителям была значительно повышена заработная плата, среди них развернулась большая политико-воспитательная работа.

Советское государство превратило во всенародное достояние все очаги культуры: школы, клубы, библиотеки, театры, музеи, картинные галереи, — открыло свободный доступ в них всем желающим. В стране повсеместно при активной поддержке трудящихся развернулось строительство новых школ, клубов, изб-читален, библиотек.

Советское государство закрыло буржуазные газеты, которые вели контрреволюционную агитацию и пропаганду, сеяли смуту в народе. Большими тиражами начали издаваться сотни советских газет, игравших важную роль в политическом просвещении трудящихся масс. Созданы Государственное издательство и ряд других издательств, выпускавших политическую, научную и художественную литературу для народа.

Принимались энергичные меры к тому, чтобы привлечь ученых к хозяйственному и культурному возрождению страны. Лучшие представители русской науки: И. В. Мичурин, К.А. Тимирязев, К.Э. Циолковский, И.М. Губкин и многие другие — горячо поддержали Советскую власть. Уже в марте 1918 г. Российская академия наук предложила Советской власти свои услуги по исследованию естественных богатств страны. В связи с этим В. И. Ленин написал «Набросок плана научно-технических работ», в котором выдвинул перед академией задачу возможно быстрее составить план реорганизации промышленности и экономического подъема страны, обратив особое внимание на электрификацию. На основе этих указаний развернулась большая научная работа.

Латинская Америка в начале XX в.
В отличие от многих государств Востока страны латиноамериканской «периферии» несколько веков находились в колониальной зависимости. И все это время они испытывали определенное воздействие европейских традиций, культуры в целом. Важную роль в этом своеобразном европеизировании сыграла католическая церковь, способствовавшая внедрению в со ...

Цех как форма организации ремесла в средневековом городе. Причины возникновения цехов
Средневековые цехи – "объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей". Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-мар ...

Череда революций. Распад Австро-Венгерской  империи.
Революционные процессы в многонациональной Австро-Венгрии привели к распаду дуалисти­ческой монархии. В результате революций в Австрии и Венгрии соответственно 12 и 16 ноября 1918 г. были свергнуты монархи­ческие правительства и провозглашены республики. Австрийская революция имела много общего с германской. Свержение монархии произошл ...