ВведениеСтраница 1
Актуальность темы заключается в том, что XVIII век стал переломным для русской культуры, никогда ещё темпы её развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. Петр I и продолжавшую его политику Екатерина II вывели нашу страну из состояния застоя, наглядно продемонстрировали всю мощь и силу нашей страны, весь тот потенциал, который был глубоко погребен под вековой пылью консерватизма. Для современников эти события являются ярким примером безграничной силы желания кардинально изменить ситуацию в стране за минимальные сроки, любой хаос в стране возможно преодолеть, если приложить к этому максимальные усилия и иметь четко спланированные цели.
Россия на протяжении всей своей истории находиться на грани между кризисной и стабильной ситуацией, уроки истории, подобные петровским, позволяют либо аккуратно балансировать на грани, либо резко находить выход из сложившейся трудной ситуации. Наше время можно отнести к кризисному положению, что делает необходимым обращение ко времени насыщенному подобными проблемами, которое нашло пути выхода из них.
Не смотря на гигантский скачек, совершенный Россией за необычайно короткие сроки, внимание нужно обратить и на факт, что политику, экономику и культуру нашей страны строили по прототипам европейских государств, насильственно насаживая европейские методы и формы работы, порой не подходящие для российской действительности. Такая политика ведет к утрате традиционных форм культурной жизни, что в свою очередь приводит к негативным и деструктивным процессам, меняются смыслы и идеалы, нормативные установки, ценностные ориентиры, образцы поведения и жизненные модели.
Современная ситуация России позволяет обозначить ряд взаимообусловленных проблем, связанных с социальными, культурными, духовными и нравственными кризисными явлениями, которые привели сегодня к утрате духовно-ценностных основ, к разрушению традиционных нравственных норм, к социально-культурным деформациям российского общества. Во многом причина подобной деформации заключается в насильственном прививании европейских образцов, но следует заметить, что именно время Петра I считается временем складывания русской национальной культуры на зарубежных началах.
Социальная значимость. Исследуемая мною проблема имеет значение для общероссийского культурно развития на данный момент, поскольку опыт того времени позволяет наглядно убедиться в продуктивности проведения кардинальной государственной политики с целью скорейшего выхода из кризиса, любыми методами и средствами. Крайние меры требуют крайних решений и в государственной, и в экономической, и в политической, и в социальной и в культурной политике, проводимые «сверху» в жестокой и требовательной форме.
Степень разработанности темы. Оценка культуры XVIII века долгое время грешила отсутствием исторического подхода, только многие годы спустя стали доступны архивные материалы, произведения мыслителей и писателей, которые позволили заявить о том, что русская культура не является сколком западноевропейской, не оторвана от русской почвы. Основная часть литературы по интересующей нас теме – труды посвященные отдельным аспектам преобразовательной деятельности Петра. Выводы, содержащиеся в этих работах, вследствие различия в конкретных объектах исследования, инструментарии и уровне анализа по большей части несопоставимы. Таким образом, в общей дискуссии о петровских преобразованиях может участвовать лишь малая часть литературы и она содержит чрезвычайно широкий спектр оценок и трактовок его деятельности. Довольно разнообразен фон, на котором историки оценивали реформы Петра. Одни раскрывали тему преимущественно в сравнении с предшествующими периодами русской истории, другие – в сопоставлении с положением в Европе начала XVIII века, третьи оценивали историческое значение реформаторской деятельности сквозь призму последующего развития России. При этом один исследователь по причине крайне разнородной деятельности императора просто не в состоянии всесторонне раскрыть рассматриваемый период. Но тем не менее большое количество историков изучали и прорабатывали данный материал, давая очень неоднозначную оценку его деятельности. В частности, Б. И. Краснобаев анализирует особенности культурного развития России, не освещая последовательно всю историю русской культуры XVIII века, а акцентируя внимание на наиболее важных на его взгляд, проблемах и явлениях русской культуры – общественной мысли, образовании, искусстве и литературе, опираясь на отношение русских мыслителей того времени к государству, «крестьянскому вопросу», к церкви и религии. Г. Н. Милюков считает, что проводимые реформы явились только способом «затыкания дыр», образующихся в ходе Северной войны и Петр I по ошибке назван царем-преобразователем, на самом же деле реформы прошли без реформатора. А. С. Орлов нарекает Петра выдающимся полководцем и государственным деятелем, считая, что огромный скачок вперед, который совершила Россия за XIII столетие был бы не возможен без харизматического лидера, готового любыми методами и средствами ломать страну с целью её исцеления от вековых проблем и колоссального желания сделать Россию мировой державой, с которой будут считаться и, которая будет иметь подобающий статус на мировой арене.
Реформы и контрреформы.
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремл ...
Проникновение английского и русского капитала в Иран в
40-60-х гг. XIX века
До 1840 г., как отмечал Ф. Энгельс, Россия занимала выгодные позиции в среднеазиатской торговле: "Русские товары проникали вплоть до самого Инда и в некоторых случаях даже пользовались предпочтением перед английскими" [41, с.12]. Англия практически не вела торговли со Средней Азией. Однако дальнейшее развитие английской промыш ...
Возникновение судостроения и эпоха парусного флота
Человек начал плавать по воде еще в доисторические времена. Плот, связанный из бревен, а потом челн, выдолбленный из ствола дерева, были первыми сооружениями, созданными первобытными людьми для передвижения по воде. Прошли тысячелетия, и на смену простейшим плавучим средствам пришли более сложные — появились обтянутые кожей лодки и ладь ...