Крепостные школы в вотчине СтрогановыхСтраница 1
Появление крепостных школ способствовало распространению грамотности к крестьянской среде, возникновению крепостной интеллигенции, производственная и общественная деятельность которой была связана с судьбой народа, с развитием его культуры. В XVIII – начале XIX веков учреждается большое количество государственных школ, но царизм «просветления умов» [рябинов] особенно в крестьянской среде.
Своеобразную «систему просвещения» крепостных в рамках своего хозяйства и в его интересах создают Шереметьевы, Юсуповы, Орловы, Румянцевы, Муравьевы, Голицыны, Строгановы. Объективной причиной создания подобных школ стали своекорыстные интересы вотчинников.
Имение Строгановых было обширным и сложным хозяйством, оно имело разветвленный аппарат управления и постоянно нуждалось в служащих – от главнокомандующих до писарей и разнообразных специалистов горноркдного, заводского, лесного дела. Строгановы желали иметь образованных слуг и быть «гуманными и «пресвященными» владельцами.
Считалось, что обучение грамоте необходимо сочетать с полезными занятиями, предлагалось создание школы «практического земледелия и сельского домоводства», где бы обучали грамоте для получения необходимых агрономических знаний. По такому принципу работали десятки «сельских», «поселянских», «заводских», «домашних» школ. Учащиеся обучались чтению, закону божьему, письму, арифметике, девочки – рукоделию. Занятия проводились в свободное от посевных работ время; учительские обязанности исполняли члены местного церковного причта, певцы, отставные унтер – офицеры.
Подготовкой кадров управленческого аппарата занималось училище в селе Ильинском Пермского уезда, основанное в 1793 – 1794 годах как малое народное училище для мальчиков, где изучали арифметику, физику, геометрию, русскую грамматику, чистописание, всеобщую и российскую историю, математическую географию, немецкий и латинский языки, черчение, рисование, пение. Ученики, отличающиеся особыми дарованиями, примерным поведением и крепким здоровьем отправлялись получать образование в государственные учебные заведения: гимназию в Перми, Московскую земскую школу, Горный институт в Петербурге либо за границу.
Строгановы обеспечивали столичные школы и приходские училища Пермского имения жильем, учебными пособиями, обслуживанием помещений, материальной базой, персоналом.
Руководствуясь интересами своей вотчины, Строгановы «приоткрыли двери» к среднему и высшему образованию для части крепостного населения, вопреки установкам правительства не исключили из учебных планов предметы, не имеющие отношения к техническим наукам. Но «мудрость» Строгановых была вызвана не желанием просвещения народа, а нуждами развивающегося имения. Школы, где обучались крестьянские заводские дети, по преимуществу находились на обеспечении народа, в результате чего испытывали постоянные финансовые затруднения, вплоть до бесплатной работы персонала в непригодных для хозяйства помещениях.
Реальное право на получение образования в помещичьих школах имели сыновья служителей, которые составляли всего 2 - 2,3 % от числа ревизских душ Строгановской вотчины. Сыновья управляющих, приказчиков, караванных имели возможность пройти весь курс обучения, сыновья мастеровых, промысловых работников и крестьян обучались только до 12 -14тилетнего возраста, после чего их распределяли на работу. Школы в Пермском имении Строгановых имели много общего с крепостными школами феодальной России, все вопросы организационного и финансового порядка решались владельцем.
Учебный день был очень насыщенным и трудным, школьники вставили в 6 часов, занимались уроками по восемь часов, от них требовалось не быть праздными, не грубить, не шалить, не ругаться, быть вежливыми, послушными, исполнительными, ежедневно оп дав раза в день учить молитвы, за непослушание учащиеся строго наказывались.
В некоторых приходских школах применялись передовые методы обучения, например, канкастерский (метод взаимного обучения грамоте), где-то отказывались от физического наказания.
Их образованного крепостного населения формируется категория служителей, которые занимают особое положение в крепостной среде, имеют ряд льгот – могли рассчитывать на освобождение от крепостной зависимости, освобождение от рекрутской повинности взамен полученных привилегий они надежно служили владельцам, защищали классовые интересы.
Правовое положение общины в Вавилоне в 1 пол. 2 тыс. до н.э.
Законы Хаммурапи не дают прямого подтверждения существования общины в Вавилоне. Но в ряде положений указанного источника позволяют делать выводы о ее существовании и ее руководящей роли для основного населения Вавилонии.
По ст. 23 Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а пос ...
Три центра культуры
К началу европейской колонизации Северной Америки коренные обитатели континента заселяли практически всю нынешнюю территорию Соединенных Штатов. В колониальный период картина размещения индейцев в пределах современных границ США выглядела следующим образом. Большая часть жила на востоке страны. Особой плотностью населения выделялся райо ...
Алексей Александрович фон Лампе
Алексей Александрович фон Лампе служил в лейб-гвардии Семеновском полку, был членом Комитета по делам русских беженцев в Константинополе. Он находился в самом центре гражданской войны 1917 года.
В его книге «Причины поражения вооруженного восстания белый армии» поднимается круг проблем, которые позволяют ознакомиться с разными точками ...