Система просвещения и образования в Пермском крае в XVIII веке
В следующем параграфе автор рассматривает причины возникновения потребности в создании учебных заведениях в Пермском крае, особенности развития образовательных и просветительных учреждений, обращается к персоналиям, чья деятельность была направлена на сферу образования и просвещения в крае, выявляет проблемы формирования сферы просвещения и образования в Пермском крае. Для исследования данной проблемы мы обращаемся к трудам Э. А. Пезина, Н. В. Нечаева, Ф. Ф. Павленкова, Л. Юзефовича, Н. П. Горбацевича, Н. В. Шатрова, Н. А. Фирсова, В. Иконникова, В. К. Семченкова, А. П. Шалина, В. К. Попова, которые рассматривают вопросы появления и распространения образования в Пермском крае с точки зрения изучения работы появляющихся учебных и просветительных заведений.
Создание школ при горных заводах Урала в 20-е годы XVIII века было ответом на насущные требования действительности, в период активного процесса вливания Пермского края в экономическую жизнь России, вследствие роста экономического потенциала района, активного промышленного освоения природных ресурсов, появилась потребность в значительном количестве грамотных, квалифицированных кадров. Следует отметить сложность обстановки, в которой проходило становление системы школьного образования в Пермском крае, с одной стороны росла потребность в грамотных людях и распространение научных знаний, обусловленные объективными потребностями поступательного развития страны, а с другой – воздействие реакционной политики господствующего класса, заинтересованного в сохранении отжившего феодального общественного строя и укреплении его основ.
Инициатором открытия первых школ был Василий Никитич Татищев – выдающийся государственный деятель и ученый первой половины XVIII века, направленный в 1723 году Петром I на Урал, для строительства новых заводов и ремонта старых медеплавильных предприятий, в нем соединились «администратор с ученым человеком, и этим он обязан не только своим личным дарованиям и наклонностям, но и характеру петровских реформ»[пензин]. Во время первого пребывания Татищева на Урале (1720 – 1722 года) было открыто 4 школы: две на Уктусском заводе (словесная и арифметическая), арифметическая в Кунгуре и словесная в словесная на Анапаевском заводе, в которой летом обучалось порядка 104 учеников. Но программа создания школ на Урале не была реализована в полном объеме по ряду причин:
1) отсутствие квалифицированных преподавателей;
2) не было высших учебных заведений, готовивших педагогические кадры;
3) нежелание части населения отдавать своих детей в школы.
Новый этап деятельности горнозаводских школ начинается с 1735 года, во время второго посещения Татищевым Урала. В течение 1735 года были открыты школы на восьми уральских заводах, также система образования подверглась реформированию в Кунгуре, в Екатеринбурге, где появляются немецкая и латинская школы.
Писатели - бойцы
Октябрьская революция и гражданская война привели в Красноярск массу новых людей, среди которых было немало замечательных лиц.
На рассвете 4 января 1920 года бойцы Пятой армии вступили в пределы Красноярска[13]. В политотделе армии начальником иностранного отдела был чех, большевик Ярослав Гашек
, ставший впоследствии замечательным пис ...
Противоречия нэповской экономики. Кризисы нэпа
Нэп характеризовался почти непрерывным чередованием кризисов:
финансовый кризис весной 1922 г.;
кризис сбыта осенью 1923 г.;
товарный голод 1924 г.;
рост инфляционных тенденций и товарный голод конца 1925 г.;
кризис хлебозаготовок 1927 г.
Первый удар по нэпу был нанесен в 1922 г. отказом Советского правительства признать долги Рос ...
Живскульптарх и ВХУТЕМАС
В мае 1919 года группа молодых архитекторов, недовольных неоклассикой и искавших новые пути развития архитектуры на путях взаимодействия с левым изобразительным искусством, вступив в творческий контакт с известным скульптором - кубистом Б. Королевым, создает при Отделе ИЗО Наокомпроса Комиссию по разработке скульптурно - архитектурного ...