Последние реформы
Страница 2

Историческая летопись » Иван Грозный как историческая личность » Последние реформы

Летописный рассказ о преобразовании военно-служи­лой системы в 1556 г. страдает такими же противоре­чиями, что и повествование о кормлениях. Проблема во­енной службы и земельного обеспечения дворянства ока­залась в центре внимания Адашева с первых дней рефор­мы. В знаменитых «царских вопросах» Стоглавому собору власти впервые заявили о необходимости «уравнять дво­рян в землях» и обеспечить разоренных «недостальных» дворян. «И то бы приговоря,— значилось в царских во­просах,— да поверстати по достоинству безгрешно, а у кого лишек, ипо недостаточного пожаловати». Не было другого вопроса, который бы так глубоко занимал и вол­новал всю массу дворянства, как вопрос о земельном обеспечении. Тема «дворянского оскудения» получила наи­более полное освещение в сочинениях известного публи­циста 50-х годов Ермолая Еразма. Его трактат о «зем­лемерии» содержал проект всеобъемлющей перестройки системы поземельного обеспечения служилого дворянства. Целью Еразма было спасение «скудеющего» мелкого дво­рянства и вместе с тем облегчение участи крестьян — «ратаев». Еразм добивался того, чтобы дворяне несли воинскую службу в строгом соответствии с размерами их

земель. Для этой цели правительство должно было произвести всеобщее «землемерие».

Социальные устремления Еразма, живое сочувствие нуждам угнетенного крестьянства были чужды членам кружка Адашева, интересы которых ограничивались же­ланием провести продворянские военно-административ­ные реформы. Но выдвинутые им смелые идеи, возмож­но, оказали влияние на воззрения Адашева. Следы такого влияния обнаруживаются в летописном рассказе о рефор­ме военно-служилой системы в 1556 г. Согласно этому рассказу, «приговор» о службе должен был воплотить в жизнь идею уравнения дворян в земельных владениях: «Посем же государь и сея расмотри: которые велможы и всякие воины многыми землями завладели, службою оскудеша, не против государева жалования и своих вот­чин служба их,— государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что до­стойно, так устроиша; преизлишки же разделиша неиму­щим»2. Перед нами литературная версия, а не подлин­ный текст закона. Тщетно мы стали бы искать в нем от­вет на вопрос, какие поместные оклады служили основой уравнительного «землемерия» и как определялись «из­лишки» у вельмож, «оскудевших службой».

Из дальнейшего летописного изложения можно заклю­чить, что реформа свелась к очередному генеральному смотру дворянского ополчения, во время которого служи­лые люди и «новики» получили положенные им помест­ные оклады, а «нетчики» лишились своих земельных владений. Среди землевладельцев, лишившихся «преиз-лишков», были, конечно, не одни «вельможи». Кроме них, пострадали вдовы, малолетние дети дворян, разоренная мелкота, «избывшая службы».

Проект уравнительного «землемерия» был самым ра­дикальным из всех проектов Адашева. Но на практике его осуществление, по-видимому, не привело к решитель­ному перераспределению земель между «вельможами» и «простыми воинниками». Реальное значение реформы со­стояло в другом. Власти приравняли вотчины к поместьям в отношении военной службы. Не только помещики, но и вотчинники теперь должны были отбывать обяза­тельную военную службу и выходить в поход «конно, людно и оружно». С каждых 150 десятин пашни земле­владелец выводил в поле воина в полном вооружении.

Военная реформа Адашева упорядочила дворянскую службу и повысила боеспособность армии накануне ре­шающих сражений Ливонской войны.

В целом преобразования 50-х годов отвечали инте­ресам дворянства и потребностям развития государства. Они способствовали централизации системы управления и привели ее в соответствие с новыми историческими условиями, сложившимися после ликвидации раздроблен­ности. В то же время реформы на всех этапах несли на себе печать половинчатости и компромисса. Устами сво­их идеологов дворяне требовали полной отмены местни­чества, но эта мера была осуществлена лишь 100 лет спустя. Проекты радикального перераспределения земель­ных богатств в пользу дворянства также в значительной мере остались на бумаге.

Решающее влияние на судьбы преобразований имело, по-видимому, то обстоятельство, что кружок Адашева не оказал длительной и энергичной поддержки дворянским радикалам и в своей реформаторской деятельности не смог опереться непосредственно на дворянство.

В 50-х годах дворянская бюрократия укрепила свои позиции в приказном аппарате, отдельные ее представи­тели проникли в Боярскую думу. Дворяне все чаще появ­лялись на сословных совещаниях, постепенно трансфор­мировавшихся в Земские соборы. По мере того как рас­ширялась политическая роль дворянства, Российское го­сударство стало приобретать некоторые черты сословно-представительной монархии. Но, несмотря на все успехи дворян, политическое руководство страной осуществляли не они, а боярская знать. Вплоть до XVII в. Россия оставалась самодержавной монархией с Боярской думой и боярской аристократией (В. И. Ленин). Правящее бо­ярство неохотно уступало свои позиции дворянству и ревниво взирало на самодержавные поползновения мо­нархии.

Страницы: 1 2 3 4

Апеннинский полуостров
Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской. Апеннинский полуостров, отгороженный от материка Альпами, омывается с запада Тирренским морем, а с востока — Адриатическим, которые являются частями Средиземного моря. Правда, в отличие от Греции береговая линия Италии изрезана гораздо меньше: там нет большого количества удобных ...

Основные выводы.
Контрнаступление Красной Армии под Курском завершилось для нас выдающейся победой. Врагу были нанесены невосполнимые потери, сорваны все его попытки удержать стратегические плацдармы в районах Орла и Харькова. Успех контрнаступления был обеспечен прежде всего умелым выбором момента перехода наших войск в наступление. Оно началось в усл ...

 Буддизм.
Основатель - принц Гаутама (Будда). В этой религии отвергалась мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Основные идеи: 1. Признание нравственно - духовного равенства людей. 2. Критика системы варн и принципа их неравенства. 3. Жиз ...