Законодательство о городах. Политика в отношении
купцов и посадского населенияСтраница 3
Новая полоса жизни посада начинается со второго десятилетия, когда осевшие на новых местах своего поселения и оставшиеся на старых посадские люди были охвачены “валовым письмом”, причем на землях посадов теми же дозорами и писцовыми книгами закрепляются беломестцы, опирающиеся то на прямо им покровительствующую политику правительства Филарета, то на непостоянную и двойственную политику его преемников. На посадах начинается упорная и настойчивая борьба посадских тягловых людей с беломестцами, осложненная борьбой внутри самого посадского мира. По мнению Чистяковой, борьба посадов с беломестцами велась не только и не столько за пригородные земли, сколько за налогоплательщиков, которых поглощали беломестные слободы, превращая в закладчиков.[104] Правительство, нуждаясь в землях и податях, уже с XVI века стремилось ограничить рост земельных богатств и податных привилегий беломестцев. Так, на основе указа от 1620/1621 гг. практиковалось запрещение всех видов перехода (покупка, заклад, вклад, дача в приданое) тяглых посадских дворов в черных слободах беломестцам.[105] В этом указе, на мой взгляд, характерна форма обращения его острия не против сильных приобретателей, а против слабых посадских людей – продавцов. Продавать черных мест нельзя, а покупать можно; закладывать нельзя, а брать в залог можно.[106] Купить дрифт карт адлер детские дрифт карты купить.
Разумеется, такая форма одностороннего запрещения не могла привести к цели, и само правительство через семь лет признало имеющими силу, совершенные вопреки ему сделки. 9 декабря 1627 года предписала оставить за дворянами беломестцами приобретенные ими у тягловых людей дворы и места, а вместо них отвести черным сотням и слободам земли в Деревянном городе. Запрещение посадским людям продавать и отчуждать иными способами свои тягловые дворы и места беломестцам не только сохранило свою силу, но и получило территориальное расширение. Правительство патриарха 6 апреля 1620 года запрещает отдавать на откуп беломестцам государственные кабаки.[107] Откуп этот становится привилегией черных посадских людей и волостных крестьян.
С одной стороны, посадские люди добились некоторых привилегий, с другой стороны, этот указ ограничивал и сводил эти привилегии к нулю, так как в приказах бояре и дворяне, подавая челобитные от своего имени могли всегда добиться большего, чем посадские люди. Кроме того, в 1631 году ввиду подготовки к смоленской кампании, новое правительство изъяло из свободного оборота на рынках все, продажа чего обещала хоть какой-нибудь прибыток.[108] Наконец, 11 ноября 1632 года, в связи со смоленской войной была назначена пятина. Она была собрана в 1634 году, в результате чего сотские и старосты московских черных сотен и слобод стали писать челобитные, в которых жалуются на то, что тяглецы продают все свои хоромы с мест и закладывают дворы дворянам, боярам, а беломестцы бьют челом на них, чтобы они сотнями выкупали эти дворы. Таким образом, 18 марта 1634 года было запрещено продавать и закладывать дворы в Белом городе без согласия Земского приказа, а 19 августа 1634 года, по докладу Б.М.Салтыкова был издан указ, по которому не только было запрещено продавать и закладывать беломестцам черные земли, дворовые места, но и хоромы с дворов.[109] В случае нарушения указа велено было у покупателей отбирать эти дворы, а продавцов и закладчиков подвергать телесному наказанию.
Следующим фактором, объединившим горожан, было их стремление к монополии рынка. Важным показателем формирования русского купечества и своеобразной его реакции на попытки втянуть Россию в общеевропейский рынок была подача, начиная с 1620-х годов общих челобитных московских торговых людей об ограничении торговли иноземцев. Эти всеобщие выступления горожан побудили царя Михаила повернуть законодательство в сторону умиротворения посадских людей. 9 мая 1637 года государь указал сыскивать закладчиков в Москве и вывозить их в черные земли.[110] В этом указе отмечается резкое увеличение срока сыска посадских закладчиков: вместо обычного десятилетнего, двадцатипятилетний сыск. Кроме того, наказ предписывал упрощенное судопроизводство: то есть доказательства посадской старины по документам, писцовым книгам становились необязательными для истцов, сотских и старост. Их претензиям, заявленным в росписях, судный приказ обязан был верить и не должен был сам проверять их по актовому материалу. Весь процесс очень упрощался и, соответственно, ускорялся. Кроме того, 12 сентября 1638 года был восстановлен приказ сыскных дел, учрежденный в 1619 году: “государь указал закладные чиновные дела ведать и про закладчиков сыскивать на Москве и в городех боярину, князю П.А.Репнину да дьяку Тимофею Голосову…”.[111] По сравнению с наказом 1619 года наказ Приказа сыскных дел 1638 года был определеннее: сыскивать надо было не “всяких людей”, а только посадских закладчиков. Возвращение в посады, в тягло подлежали люди по принципам посадского прошлого для вольных гулящих людей. Посадская крепость объявлялась сильнее всяких иных крепостей. К тому же возвращению подлежали те люди, которые женились на тяглой вдове: “Что бы тем их зятям жити в их домех по их живот и поить и кормить”, а “ которые посадские люди давали дочерей своих девок за вольных за всяких людей замуж, и по тем делам онех их зятей не имать”.[112]
Переход от родовой к соседской общине
Усложнение деятельности проявляется и в усовершенствовании орудий труда: появляются примитивные прялка, мотыга, плуг, жатвенные ножи и серпы. Возможность получения регулярного продукта приводит к изменению организационных форм человеческой деятельности. В рамках неолита осуществляется переход от родовой общины к соседской. При этом сокр ...
Влияние религий на расширение мировоззрения. Китайская поэзия.
Буддизм и проникшие вместе с ним индийские и среднеазиатские влияния привнесли новое дыхание в культуру Китая. Так, на смену плоским рельефам ханьской скульптуры окончательно пришли объемные каменные изваяния Будд и бодисатв, рядовых паломников в пещерных храмах V—VI вв. в Шаньси, Шэньси и Ганьсу, синтезирующих пришлые мотивы с местной ...
Разложение матриархата. Появление отцовского рода.
С того времени, когда скот важное место в хозяйстве, человек большое внимание уделял увеличению поголовья стад. Но так как этот промысел всегда был делом мужчины, который изготовлял для него и был собственником копья, аркана, лука, стрел и других орудий производства, то и продукт его, т. е. скот, также принадлежал мужчине. Ему же принад ...