Теории «возрожденного» естественного праваСтраница 1
Различение права естественного и права искусственного, проведенное древнегреческой мыслью, было затем поддержано многими авторами последующих эпох.
Г. Кельзен (1881 — 1973)
— австрийский философ права, написал работу «Чистая теория права» (1934 г.), где была изложена теория позитивного (т.е. существующего и действующего) права. Предметом изучения теории права, по Кельзену, являются законодательные нормы, их элементы, взаимоотношения, правопорядок и структура, отношения между различны- ми видами правопорядка.
Цель теории
— снабдить юриста (правоведа и практика) пониманием и описанием позитивного права (законодательства) их страны. Такая I теория выводит свои понятия исключительно из I содержания позитивных законодательных норм. ' Эта теория не должна поддаваться влиянию мотивов и страстей, а также намерению законодательных властей или желаниям и интересам индивидов по отношению к содержанию закона
Согласно этой гипотезе универсальным логическим предположением значимости позитивного права является основная норма.
Эта I
норма призвана вводить все официальные действия должностных лиц в контекст правопорядка, а также придавать правосоздающим актам должностных лиц и граждан общезначимый характер. Суть этой теоретической конструкции Кельзен передает при помощи аналогий. Так,. основную норму можно представить как «самую первую из конституций» (с учетом формулы «конституция как основной закон государства»).
Различение права естественного и права искусственного было поддержано многими авторами. Так, в XX в. новый подход к этой теме был развит неокантианцами (Р. Штаммлером
и др.), и толкование права стало включать в свой предмет присущее норме требование справедливости. Появилась концепция естественного права с исторически меняющимся содержанием.
Согласно концепции Фуллера
правовая норма как сочетание должной цели и должных средств представляет собой моральную ценность. Мораль приобретает в естественно-правовой концепции конкретный характер, в то время как для теории «чистого» права и «чисто юридической» трактовки событий и конфликтов мораль является характеристикой безразличной, несущественной. Фуллер не противопоставляет позитивное право и естественное право, а только право и неправо.
Рональд Дворкин
предложил другую характеристику моральности в праве. Так, позитивное право должно подвергаться оценке не только с инструментальной, но также и с моральной точки зрения. Фундаментальные субъективные права образуют принципы и критерии, которые должны браться за основу морального измерения права сточки зрения справедливости. Главным и определяющим принципом является право на равенство, по-другому — «право на равное уважение и обращение». В 1950-х гг. Артур Кауфман
выступил против возведения в абсолют элемента исторической изменчивости в содержании права и подчеркнул, что естественно-правовое восприятие права основано на признании и допущении постоянного наличия и действия внепозитивных правовых принципов. Он соглашался с восприятием права как исторически меняющегося феномена, в содержание которого включаются некоторые внеюридические факторы. В концеXX в. с новыми толкованиями естественно-правовой традиции выступили Дж. Роулс
и Дж. Финнис
Дж. Роулс основывает теорию справедливости на аристотелевской концепции распределяющей справедливости, взятой в упрощенном виде (блага, существующие в обществе, должны распределяться на основании взаимных требований людей и на основании равенства). Роулс использует конструкцию-понятие «первичные блага, которые подлежат распределению». В их число он включает свободу, равные возможности, определенный уровень материального достатка.
Освоение русских земель старообрядцами
В освоении русскими юго-западной части Тагильского Зауралья в конце 17-начале 18 веков заметную роль играли старообрядцы, скрывавшиеся в уральских лесах от религиозных преследований. В наиболее глухих и малодоступных районах они устраивали свои поселения и скиты, собирались на тайные моления в "святые" места в районе верховьев ...
Быт первобытных людей на Урале. Первобытнообщинный строй на Урале
После отступления ледника родовые коллективы осваивают новые районы Урала. Люди живут родами. Изготовляют: скребки для обработки шкур, кожи, сверла, костяные наконечники. Изобрели лук и стрелы. Долговременных жилищ в эту эпоху не строят. Племена живут временными стойбищами в полуземлянках. Основной вид деятельности - охота на Мамантов, ...
Культура палеолитической эпохи.
Предметы, найденные в этих стоянках, т. е. грубо обтесанные каменные орудия — скребки, ножи, наконечники, молоты, и костяные поделки (орнаментированные бивни мамонта), имеют большое сходство с такими же вещами первобытного человека, найденными в той же обстановке и в западной Европе. Значит, эта эпоха первобытной культуры была когда-то ...
