Предпринимательство в годы НЭПА и политика «государственного недопущения». Активизация предпринимательства

Историческая летопись » Противоречия экономики СССР в годы НЭПа » Предпринимательство в годы НЭПА и политика «государственного недопущения». Активизация предпринимательства

Гражданская война и политика «военного коммунизма» подорвали основы част­ного предпринимательства. Экономический кризис 1921 г. привел к смене государственной политики по отношению к предпринимательству. Началась частичная реанимация данного соци­ального слоя с помощью нэпа, установившего жесткие правовые границы для разви­тия частного сектора в стране. Вся крупная промышленность и банки были национа­лизированы, поэтому предпринимательство могло развиваться лишь в мелкой кустарной промышленности, в мелкой капиталистической промышленности, в арендованной промышленности и на концессионных предприятиях.

В целом первая половина 1920-х гг. характеризовалась бурным развитием предпринимательства – это был своеобразный стихийных нэп. Однако его результаты были довольно впечатляющими. В торговле преобладал частник (83% в городе и 100% в сельской местности). Значительно оживилось кустарное производство, для которых практически в этот период не существовало никаких ограничений. Можно было нанимать до 10 рабочих («при моторе») и до 20 («без мотора»). Довольно оживленно развивалась рыночная инфраструктура. К 1923 г. в стране функционировали товарные биржи, которые осуществляли большое количество коммерческих сделок.[7]

Условия, в которых происходило восстановление и развитие частного сектора экономики в 1920-е гг., можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся объективные условия, такие как: характер экономики, степень развития инфраструктуры в губерниях, экономическая ситуация в стране. Ко второй группе можно отнести субъективные причины, связанные с государственной политикой по отношению к частному предпринимательству, социальным статусом нэпманов и, наконец, активностью самих частных предпринимателей.

После перехода к нэпу, правительство начинает предпринимать шаги к стабилизации денежного обращения. Однако оздоровить финансы удалось только к 1924 г. Предыдущие три года частное предпринимательство развивалось в условиях постоянно падающей валюты. Постепенно стала восстанавливаться банковская система. Однако восстанавливалась она уже на иных основах, нежели до революции. Экономическая целесообразность уступила место идеологическим догмам. Кредитные ресурсы стали распределяться по разнарядке, исходя из политических соображений.

Из государственных кредитных учреждений только Госбанк и Промбанк занимались обслуживанием частных предпринимателей. Однако оба государственных банка не могли удовлетворить потребности нэпманов в кредите. Дело было в том, что у государства не хватало средств на куда более важные дела, нежели развитие частного предпринимательства. Условия, на которых банки выдавали ссуды, были гораздо более жесткими, чем до революции. Предельный срок кредита ограничивался 3 месяцами, а годовой процент составлял, как правило, 16-18%.

Еще одним источником кредитования для частного капитала являлись Общества Взаимного Кредита (ОВК). Эти организации представляли собой разновидность кредитных кооперативов: каждый член общества вносил пай и, в зависимости, от размера пая, имел право на получение кредита на льготных условиях. Пользоваться услугами ОВК могли не только их члены, но и посторонние люди и даже государственные органы. Государство поощряло создание ОВК, т.к. надеялось таким образом осуществить перекачку средств из частного сектора экономики. Однако ОВК очень быстро превратились в замкнутые корпоративные органы нэпманов. Власть в обществах захватили крупные воротилы, которые получали кредит на десятки и сотни тысяч, в то время как мелким торговцам под разными предлогами отказывали в 100, 200 рублей. Представители других социальных групп и уж, тем более, государственные организации практически ОВК не кредитовались.

Помимо объективных условий, воздействовавших на развитие частного предпринимательства в 1920-е гг., большое влияние оказывали субъективные условия, и в первую очередь, государственная политика по отношению к частному сектору экономики.

Создание законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности в Советской России началось с декрета СНК «Об обмене» от 24 мая 1921 г. и инструкции к этому декрету от 19 июля 1921 г., которые определили порядок торговой деятельности для частных лиц. Серия декретов, принятых так же в этом же году: «Об отмене, приостановке и пересмотре некоторых постановлений о мелкой и кустарной промышленности», «О кустарной и мелкой промышленности», «О предприятиях, перешедших в собственность Республики» и др. сформулировали законодательные основы частнопредпринимательской деятельности в промышленности.[8]

Государственный и административно-политический строй ханства Абулхаира.
Главой государства являлся хан, власть которого считалась наследственной по прямой линии или передавалась старшему представителю правящей династии. По традиции соблюдался акт провозглашения, избрания хана родоплеменной знатью - беками, эмирами - и от их воли зависело, будет ли "поднят ханом" прямой наследник, старший в роде ил ...

Разложение матриархата. Появление отцовского рода.
С того времени, когда скот важное место в хозяйстве, человек большое внимание уделял увеличению поголовья стад. Но так как этот промысел всегда был делом мужчины, который изготовлял для него и был собственником копья, аркана, лука, стрел и других орудий производства, то и продукт его, т. е. скот, также принадлежал мужчине. Ему же принад ...

Феодальное землевладение в законодательстве первой половины XVII в.
В начале XVII в. класс феодалов достиг больших успехов в отношении своей консолидации. Древняя феодальная знать, претерпевшая сильные потрясения, продолжла отступать перед дворянством, все более закреплявшем за собой господствующее положение во всех сферах жизни. Оно все в большей степени овладевает основным богатством страны – землей з ...