Реформы Петра ПервогоСтраница 3
В.О.Ключевский, нередко хулитель Петра, сплетает, однако, ему венок славы: “Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мирится с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идёт на пролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева”.
Воцарение Петра происходило в обстановке острой борьбы за власть между различными группировками класса феодалов. Вторая половина XVII в. была временем дальнейшего обострения классовых противоречий, что явилось следствием усиления крепостничества и роста государственных налогов иповинностей в условиях развернувшихся войн. В то же время значительное усиление дворянства и укрепление купечества создали предпосылки для зарождения в государственном строе России элементов абсолютизма.
При абсолютизме власть монарха приобретает неограниченный характер, что отвечает интересам как дворянства, нуждавшегося в сильной власти для подавления классовой борьбы, так и нарождавшейся буржуазии, требовавшей защиты от произвола феодалов. Период абсолютизма соответствуют времени позднего феодализма, когда в его недрах начинают складываться новые, буржуазные отношения. Социальной опорой абсолютной монархии является дворянство. К этому времени сгладились противоречия между боярством и дворянством на основе ослабления первых и расширения прав вторых. Произошла консолидация господствующего класса феодалов. Элементы абсолютизма отчетливо проявились в России во второй половине XVII века. Они нашли свое выражение в прекращении созыва Земских соборов, попытках реформ государственного аппарата,
армии и проч. Укрепление самодержавия выразилось и в том, что намерения главы церкви Никона поставить церковь выше светской власти окончились полным поражением патриарха, отрешенного от власти и сосланного в монастырь.
Но еще до конфликта с царем Никон провел ряд реформ, направленных к укреплению церкви и поддерживавшихся светской властью. Эти реформы в обрядах вызвали сопротивление наиболее консервативной части духовенства и феодальной знати.
В русской церкви возник раскол, который скоро приобрел характер массового народного движения. В сознании тысяч темных, забитых крепостничеством людей ухудшение их положения связывалось с нововведениями в религии. Проповедь христианского братства, гневное обличие высшего духовенства и самого царя (как, например, это делал один из виднейших вождей раскола протопоп Аввакум), призыв к уходу от мирской жизни со всеми ее тяготами возымели немалое действие на людей.
Многие тысячи людей покидали посады и деревни, уходили в далекие леса и там основывали раскольничьи общины - скиты. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс против феодального гнета и официальной церкви, а преследования раскольников со стороны духовных и светских властей еще более увеличивали силу этого протеста.
При всем этом идеология раскола была глубоко реакционной, она уводила массы от активной борьбы против эксплуататоров, затемняла сознание людей, воспитывала человеконенавистнические идеи аскетизма, непримиримой вражды ко всему новому, прогрессивному, сеяла вражду к другим народам и их культуре, осуждая все иноземное.
В 50-х годах XVII в финансовое положение Русского государства стало очень напряженным из-за нехватки средств для ведения войны. Правительство начало выпускать медные деньги, приказав употреблять их по тому же курсу, что и серебряные. В то же время налоги и подати собирались только серебряными деньгами. Денег было выпущено значительно больше, чем на рынке обращалось товаров. Цены стали быстро расти. Положение усугублялось выпуском фальшивых денег. Все это привело к острому недовольству народа. В июле 1662 года в Москве произошло большое восстание, которое иногда называют в литературе «медным бунтом». Восстание было жестоко подавлено, но правительству пришлось отказаться от выпуска медных денег.
В деревне происходило массовое бегство крестьян от феодалов. Специальные сыскные экспедиции снаряжались правительством для розыска и возврата беглых.
Масса людей устремлялась на Дон, в казачество, но и там она, не имея средств к существованию, попадала в зависимость от казачьей старшины. Недовольство в стране было всеобщим, назревало новое большое восстание.
Летом 1666 г казачий атаман Василий Ус совершил смелый поход в центральные районы России, подняв там на борьбу с помещиками тысячи крестьян. Ус дошел до Тулы и повернул обратно. Вскоре во главе донских казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Свои действия Разин начал с небольшим отрядом, нападая на купеческие и царские караваны и суда. Перезимовав в устье реки Яика, весной 1668 года Степан Разин начал новый поход на южное побережье Каспийского моря. С богатой добычей казаки вернулись в 1669 году от персидских берегов на Волгу. Авторитет Разина возрос, к нему стекались громадные массы людей.
Польша во второй половине XVII-XVIII вв.: экономическое развитие
Вторая половина XVII - XVIII вв. - время, когда польская экономика прошла полосу глубочайшего кризиса (1650-e - 1720-e гг.), стагнации (приблизительно вторая четверть XVIII века и подъема во второй половине XVIII в. Чем был вызван кризис? В чем он выразился? Почему и как польская экономика сумела его преодолеть? Каковы были главные тенд ...
Государственный и административно-политический строй ханства Абулхаира.
Главой государства являлся хан, власть которого считалась наследственной по прямой линии или передавалась старшему представителю правящей династии. По традиции соблюдался акт провозглашения, избрания хана родоплеменной знатью - беками, эмирами - и от их воли зависело, будет ли "поднят ханом" прямой наследник, старший в роде ил ...
Летописное предание о крещении князя Владимира.
О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсу ...