Реформы Петра Первого
Страница 6

Историческая летопись » Реформы Петра Первого

Для многочисленных народов Сибири присоединение к России имело большое значение. Находившиеся на разных ступенях разложения первобытнообщинного строя, у некоторых из них уже начинали формироваться патриархально – феодальные отношения. О русских людей народы Сибири переняли передовые методы хозяйства, в особенности земледельческую культуру. Народы Сибири неоднократно поднимались на восстания против феодального гнета и притеснений царских чиновников.

Ход экономического развития страны к концу XVII в. отчетливо выдвигал задачу овладения морскими побережьями, развития торговли и промышленности как необходимого условия обеспечения независимости России в борьбе с усиленным проникновением иностранного торгового капитала.

По словам Ключевского, Петр «хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно» . Петр мог только продолжить преобразования, которые робко и непоследовательно начинались при его отце и были направлены на укрепление крепостничества, придав им совершенно исключительный размах. Ни его воспитание, ни образование не позволили ему оторваться от породившего его класса владельцев крепостных крестьян.

И тем не менее, обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю (действительно необходимого для такой богатой ресурсами державы), создание промышленности (пусть и крепостнической, но представлявшей собой базу для развития капитализма), мощное ускорение в развитии культуры и создание возможностей для ее дальнейшего роста, - все это дает полное основание считать Петра великим государственным деятелем.

Петр родился 30 мая 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Его появление на свет было приветствуемо родителя с особенной радостью. Здоровьем и живостью он резко отличался от своих старших братьев Федора и Ивана, рожденных от первого брака с Милославской (Федор, вступивший на престол в 1676 г. после смерти отца, умер, не дожив месяца до 22 лет; Иван был от рождения болезненным и неспособным к правлению). Царевна Софья сестра Петра была рожденная от Милославской, женщина очень энергичная.

Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но как только дитя вступило в тот возраст, когда его стали занимать игры, в нем начала проявляться редкая восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер. Любимые игрушки, на которые он бросался, были: знамена, топоры, пистолеты, карабины, сабли, барабаны. Царевича, по обычаю, окружили так называемыми «робятками» из ровесников, набранных из детей знатных родов; они составляли около него полк. Петр, будучи трех лет от роду, играл с ними в «воинское дело», а обучением и дисциплиной этого детского полка, по царскому поручению, назначен был иноземец Павел Гаврилович Менезиус. Родом он был шотландец, искатель приключений; в молодости шатался по Европе, в русском плену был обласкан царем Алексеем Михайловичем, а женат был на вдове известного Марселиса, основателя железных заводов в России. Менезиуса, человека ловкого, бывалого, говорившего на многих языках, царь посылал по важным дипломатическим сношениям послом к папе. Менезиус получил свое место при царевиче по возвращении из Рима. Мы знаем о горячей любви к иноземщине, которая начала проявляться у восприимчивого Петра еще с детских лет. По смерти Алексея Михайловича, Менезиус был отдален от Петра и послан в Смоленск, но потехи Петра, имевшие военный характер продолжались; товарищи детских игр вырастали, и с годами принимали прямой характер воинского обучения: деревянные ружья и пушки заменялись настоящими; царевич строил с ними городки, брал их штурмом, возводил окопы, упражнялся в военных приемах. Между тем его начали учить грамоте. Мать Петра просила найти ему учителя кроткого и набожного; был выбран подьячий Никита Зотов. Когда Петру еще не было и пяти лет в марте 1677 года началось его обучение. Петр учился быстро читать и писать, выказывая необычайную понятливость. Несомненной заслугой Зотова является изучение Петром истории России. О деяниях Владимира Святого, Александра Невского, царя Ивана Грозного и Алексея Михайловича, объяснял ему сколь сам умел, какие есть на свете разные науки, полезные для государей. И дело, видимо, не ограничилось только рассказами учителя: по словам самого Петра, он читал и русские летописи. Можно предположить, что именно тогда было заложено основание любви к отечеству, которая была характерна для Петра.

Расширению знаний царевича содействовали бывшие в то время в ходу потешные книги и картинки, составляемые с целью забавы, но заключавшие в себе много разнообразных предметов, с которыми дитя могло знакомиться, например, знаменитые здания, города, корабли, исторические события, а также астрономические явления. С жадностью бросался царевич на все новое, о чем ему сообщали книги и картинки; сам хотел созидать города, прекрасные здания, брать крепости, водить полки и плавать по морю. Обыкновенное местопребывание Петра вместе с матерью было село Преображенское.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Истоки римской цивилизации
Римляне гордились тем, что в отличие от многих других народов знают историю своей страны до глубокой древности, начиная с того дня, когда, по преданию был основан Рим — 21 апреля 753 г. до н. э. На самом деле древнейший период римской истории хранит много загадок, которые и по сей день вызывают споры между учеными. ...

Памятники эпохи бронзы. Ходжалы-Кедабекская культура.
Археологическими исследованиями и раскопками установлено, что в эпоху бронзы Азербайджан был одной из густо населенных стран древнего мира. Он отличался своей высокой для того времени культурой. В Азербайджане тогда процветали две родственные археологическими культуры – Ходжалы-Кедабекская и Нахичеванская[39]. Ходжалы-Кедабекская культу ...

Политические и правовые учения в Древнем Риме 1 вв. до н.э.-5 вв. н.э
В I в. нашей эры в Римской империи сложилась и стала быстро распространяться новая религия – христианство. В развитии организации христиан обычно различаются два этапа: “апостольская церковь” (примерно I– II вв.) и пришедшая ей на смену (примерно во второй половине II в.) “епископальная церковь”. Эволюция церковной организации сопровожд ...