Реформы Петра ПервогоСтраница 8
признаков иноземного строя. Лефорт сумел понять характер Петра и быстро завоевал доверие, став ему совершенно необходимым. Лефорт обладал редким житейским тактом. Пользуясь благосклонностью и привязанностью царя, он никому не вредил, не имел того высокомерия, которым вообще вооружали против себя русских живущие среди них иностранцы. Лефорт ввел Петра в иноземное общество в Немецкой слободе, где царь нашел полную непринужденность обращения, противоположную русской старинной чопорности. Там господствовал самый широкий разгул: пили вино до безобразия, плясали до упаду. Иногда по два по три дня пировали без устали, не ложась спать. Женщины участвовали в этих кутежах придавая им своим присутствием живость и разнообразие. Вместе с иноземцами пировали с царем и русские. Пиры эти происходили главным образом в доме Лефорта, иногда же у Гордона и у близких любимцев царя: Льва Нарышкина, Бориса Голицына, Петра Васильевича Шереметьева. Царь со всеми обращался запросто, как равный всем другим собеседник, но иногда какое-нибудь невпопад сказанное слово приводило его в такой гнев, особенно когда был пьян, что все умолкали и дрожали от страху. Один только Лефорт умел в эти минуты успокоить и развлечь царя. Гнев царя проходил скоро. Петр пил без меры, но при своей необычайно крепкой натуре скоро протрезвлялся и принимался с большим жаром за работу.
Господин Лефорт, основная цель которого в поисках развлечений для царя состояла в том, чтобы научить его искусству управлять и вести войну, часто проводил учения созданной из приближенных царя роты. Петру это понравилось. Он сам захотел вступить в эту роту и начать с самых низших чинов. (Барабанщик, капрал, солдат и т.д.) Чтобы узнать на собственном опыте, службу военных во всех рангах. Для московских вельмож и простых горожан это было интересное зрелище: царь в иностранном мундире на строевых занятиях на иностранный манер. Любопытство привлекало на этот спектакль даже стрельцов, которые выражали такое же удовольствие, как и другие зрители, не подозревая, что они наблюдают за рождением орудия их собственной гибели. Царь, пройдя через все низшие ранги, достиг звания капитана роты не зависимо от корпуса стрельцов. Через некоторое время рота эта выросла до батальона, потом до двух, трех и четырех. В эти батальоны вступили многие русские дворяне, семьи которых подверглись грубому обращению со стороны стрельцов, и поэтому они питали естественное отвращение и неприязнь к стрельцам. Войска созданные по иностранному образцу 12 тыс. человек находились в Москве для охраны города. А в это время стрельцы, занятые войной, которую Россия вела против Турок, были рассеяны и удерживались на границах.
Третьим человеком, которому Петр верил безгранично, так, что, уезжая в 1697 г. за границу, вверил ему политический сыск и фактическую власть в государстве, был Ромодановский - «собою видом, как монстра; нравом злой тиран; превеликой нежелатель добра никому пьян во все дни» (по отзыву князя Куракина). В компанию царевича входили представители старой знати (Ф. М, Апраксин и др.), наполовину или вполне обрусевшие иностранцы (генерал П. Гордон, проживший в России три десятка лет, Я. Брюс, родившийся в ней) и русские - сослуживцы Петра по потешному войску. Кроме военного дела и судостроения, большое развитие получила еще одна игра - в «сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор». В октябре 1691 г Петр сочинил для него устав. То была пародия на церковную иерархию. Целью этого праздника было представить в смешном виде патриарха, организации церкви как претендовавшей на разделение власти с царем. Представить в смешном свете патриарха и вызвать презрение у народа к сану, на что царь имел веские причины. И другая состояла в том, чтобы
внушить своим подданным неблагоприятное впечатление о папизме и об основных положениях римского духовенства и тем самым подорвать авторитет папы с тем, чтобы высмеять тем самым и патриарха московского. Это вытекало из стремления умного и смелого государя подорвать влияние старого русского духовенства, уменьшить это влияние до разумных пределов и самому стать во главе русской церкви, а затем устранить многие прежние обычаи, которые он заменил новыми, более соответствующими его политике. Царь Петр имел обычай держать при дворе несколько дураков или шутов, которые часто сопровождали его не столько для удовольствия, которое он получал от их выходок, сколько для того, чтобы с их помощью сказать придворным вельможам, а иногда и иностранным министрам, ту горькую правду, которую монарху не подобает произносить самому. Разгульная жизнь Петра отразилась и на его семейных отношениях. Лефорт сблизил царя с семейством Монсов, где было две дочери. Петру сильно приглянулась одна из них - Анна. Умная, кокетливая немка умела привязать его к себе тем наружным лоском обращения, которого недоставало русским женщинам. Петр с этих пор невзлюбил своей жены.
Состав библиотеки
250 лет пролежал этот список в архивах, не привлекая особого внимания, во всяком случае, нигде не сохранилось указаний, чтобы кто-нибудь воспользовался им. Лишь в 1882 году профессор Дерптского университета Дабелов, читавший курс гражданского права, опубликовал в юридическом справочнике статью сугубо специального характера. В ней как бы ...
Теория естественного права в истории политико-правовой мысли
Теория естественного права явилась классическим воплощением нового мировоззрения. Эта теория стала складываться в XVII в. и сразу же получила широкое распространение. Ее идейные истоки восходят к трудам мыслителей эпохи Возрождения, особенно к их попыткам построить политико-правовую теорию на исследовании природы и страстей человека.
Т ...
Ход восстания
Восстание началось 17 сентября 1773 года. Перед 80 казаками, посвященными в «тайну» спасения Петра III, был зачитан манифест, и отряд двинулся в путь. Манифест удовлетворял чаяния казаков: царь жаловал их рекою, травами, свинцом, порохом, провиантом, жалованьем. Крестьянских интересов этот манифест еще не учитывал. Но и обещанного было ...