Участие А. Луцкевича в политической и общественной жизни в Западной
БеларусиСтраница 3
А.Луцкевич помнил, как большевики арестовали Б.Тарашкевича и В.Ивановского в начале 1919 г., как были закрыты белорусские газеты и учебные заведения, созданные во время немецкой оккупации.
18 марта 1921 года был подписан Рижский мирный договор. Западная граница БССР с Польшей проходила с севера на юг: с северной стороны населенного пункта Ушачи на восток от Пасвиля на Докшици, около Радошкович Несвижа, западней Красной Слободы, Старобина, восточней Микашевич западнее Турова. Территория которая отошла к Польше, составляла 106 тыс. км2 с населением свыше 4 млн. человек. На территории 6 паветов ССРБ (Минский, Борисовский, Игуменский и Слуцкий) проживало 1 млн. 634 тыс. человек. Антон Луцкевич выразил крайнее недовольство Рижским миром заключенным между Россией и Польшей без участия белорусской делегации. Этот договор национальный лидер называет вторым Брест-Литовским договором [5,с.22].
А.Луцкевич все же был в стороне от бурных событий этих дней. Этот год для А.Луцкевича, как в принципе и предыдущий был годом относительного покоя, годом творчества. Почему А.Луцкевич не был сторонником вооруженной партизанской борьбы на Беларуси? Во-первых, он хорошо понимал, что за Польшей стоят Франция, Великобритания и США, что польские власти, объявив всех партизан большевистской агентурой, получают поддержку со стороны великих держав. Во-вторых, целью повстанцев была «неделимая Беларусь», но как можно было объединится с ССРБ если Россия от ее имени подписала рижский договор. Разделив Беларусь на две половины, в данных условиях необходимо было вести войну на два фронта. Россия не могла пойти на такой рискованный шаг в сложившейся ситуации на Восточном фронте [65,с.38]. Луцкевич понимал, что эсеры, возглавившие эту борьбу, переоценили свои силы, и не добьются успеха, он был прав. В том же 1921 году он был избран старшиной Виленского комитета координационно-представительского органа белорусских национально-демократических партий и организаций в Польше [19,с.51]. В этом же году основал «Белорусскую школьную раду» [75,с.376], которая впоследствии слилась с ГБШ. Издал для белорусских гимназий «Элементарную алгебру» Киселева, делая тем самым вклад в разработку математической терминологии в белорусском языке. Позже русско-белорусский словарь математических терминов. Много внимания А.Луцкевич уделял и развитию белорусской литературы. Не только как редактор. Его рецензии на книгу Янки Купалы, “Шляхам жыцця”, на “Вянок” Максима Багдановича и сейчас представляют несомненный интерес. Еще в 1918г. А.Луцкевичем была издана книга «Нашы песняры», “Літаратурна-сацыяльныя нарысы” [12,с.53].
В этом же 1921 г. была издана книга “Пуцяводные ідэі беларускай літаратуры” и опубликована работа «Еврейский вопрос в белорусской литературе» [62,с.32].
Так же его усилиями был открыт белорусский музей имени Ивана Луцкевича. Как уже отмечалось, польское правительство вело линию на фактическое уничтожение белорусских школ, то в 1924 их осталось около 40 [5,с.59]. Были ограничены права гимназий. В июле того же года, были приняты так называемые языковые законы. Остававшиеся белорусские школы превратились в двуязычные. А если учесть, что отныне учителя приглашались из Польши, то белорусская школа была обречена на гибель.
Быт первобытных людей. Первые попытки
Эпоха первобытного общества - наиболее длительный период истории человечества.
С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского племени, жившего на берегу Балтийского моря, там жили славяне, держась у рек Волхов, Днепр, Су ...
Цеховая регламентация
Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколь ...
Психологические теории права
Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX – XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разоше ...