Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.Страница 1
В конце XIX–начале XX в. развитие национального движения приводит к развитию систем национального образования на иврите и на идиш.
Образование евреев в Беларуси в конце XIX – начале XX в. включало:
а) начальное образование (неорганизованные школы, хедеры и организованные училища);
б) обучение в общих учебных заведениях (средняя и высшая школа);
в) профессиональное образование.
В Беларуси хедеры существовали для детей всех категорий населения и имели универсальный характер [1, c. 77; 26, с. 1451; 22].
Хедер (от древнееврейского комната) – это еврейская религиозная начальная школа, где изучалось Священное писание и молитвы. Хедеры на Беларуси известны со времен Великого княжества Литовского.
Хедеры существовали частные (платные) и общественные (бесплатные). Ко второй половине XIX в. в них обучались только мальчики. Они разделялись на 3 группы: в 1-и дети обучались азбуке и чтению (с 3 лет), во 2-й изучали Пятикнижие с комментариями учителя (с 5 лет), в 3-й изучали Талмуд и его комментарии (с 8 лет). Размещались хедеры непосредственно в комнате учителя (меламеда). В системе еврейского национального образования они играли важную роль, потому что в них происходило обязательное изучение Торы будущими членами общины, что давало возможность сохранять и передавать еврейскую традицию.
На Беларуси хедеры были наиболее распространенными еврейскими учебными заведениями. Согласно переписи 1897 в Гродненской губ. существовало 698, Минской - 977, Могилевской - 882, Витебской - 499 хедеров, в которых обучалась 29 669 учеников (из них 17% дети зажиточных отцов, 55% - среднего класса и 28% - бедных семей). Больше всего было мелких хедеров, в которых обучались 10-12 детей.
В конце XIX в. в противоположность традиционным появились реформированные хедеры (хедеры-метуканы). Их возникновение связано с распространением идей сионизма. В 1895 в Пинске сионист И. Бергер основал один с первых в России реформированных хедеров, которые позже они назывались образцовыми. В них изучали иврит, грамматику, историю еврейского народа, географию, арифметику. Часто иврит преподавали по системе «иврит посредством иврита», чтобы сделать его разговорным языком; Библию изучали не только как религиозный документ, но и как часть еврейской национальной культуры. Во многих модернизированных хедерах изучали географию Эрец-Исраэль, еврейскую историю и иврит новую литературу. Они помещались в просторных современных помещениях. В начале XX в. образцовые хедеры начали открываться в Бобруйске, Гомеле, Слуцке, Минске и других городах Беларуси. Между стариками и новыми хедерами шла борьба. Со временем образцовые хедеры получили большое развитие и стали началом нового этапа в еврейском национальном образовании. Появление таких хедеров вызвало противодействие как со стороны ультраортодоксальных кругов, так и со стороны ассимиляторов. Хотя только часть детей (главным образом интеллигенции и среднего класса) посещала реформированные хедеры, они оказали значительное влияние на развитие еврейской национальной школы. Поскольку правительство (до 1914 г.) разрешало преподавание общих предметов только на русском языке, а в хедере вообще запрещалось преподавание общих предметов, реформированный хедер не мог стать универсальной еврейской школой.
В это время на Беларуси возникли женские хедеры более похожие на начальные школы, где кроме еврейских предметов изучались и обязательные. Для малообеспеченных детей существовали женские хедеры по типу Талмуд-Тор. Например, в Минске их было 6, в Бобруйске и Глуске - 4. Появились реформированные Талмуд-Торы и для мальчиков, в которых также изучались общеобразовательные предметы и основы ремёсел. Но их было немного. До, в 1897 в Гродненской губернии было 12 таких Талмуд-Тор (419 учеников), в Минской - 18 (711 учеников), Могилевской - 12 (429 учеников), Витебской - 4 (218 учеников).
Начало строительства
социалистической культуры
Советская власть решила сделать образование, науку, культуру достоянием всего народа. «Раньше весь человеческий ум, весь его гении творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же,— говорил В. И. Ленин в январе 1918 г.,— все чудеса техники, все ...
Объединение Германии
12 сентября 1990 года в московском "Президент-отеле" министры иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции, ФРГ и ГДР в присутствии Президента СССР М.С. Горбачева подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Двадцать дней спустя, 3 октября 1990 года объединение Германии стало свершившимся факто ...
Политические и правовые учения в России во втор. пол. 18 вв
Во второй половине XVIII в. происходит укрепление сословной структуры российского общества. В результате дворцового переворота в 1762 г. на престол взошла Екатерина
II
(период просвещенного абсолютизма.).
Задачу самодержца императрица видит прежде всего в создании всеобщего блага.
Просветительские и либеральные настроения императрицы ...