Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
Страница 5

Историческая летопись » Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.

С 1 августа 1906 г. в Минске начала действовать женская профессиональная школа с общеобразовательным отделением для евреек. В школе были 4 класса, где учащиеся изучали закон веры, русский язык, арифметику, историю, географию, пение, рисование, чистописание, а также портняжное и белошвейное ремесла. В 1906 г. со школы выбыли 27 учениц по следующим причинам: эмиграция, бедность, болезнь, переход в другие мастерские, плохая успеваемость. Педагогический совет принимал разные меры против выбытия. Значительную поддержку оказывали "касса помощи" для беднейших учениц, а также доходы от выполненных заказов [1, с. 79-80; 22].

Большую помощь еврейским школам оказывало Общество для распространения просвещения между евреями в России. Большое значение имело открытие Обществом для распространения просвещения в 1907 г. в Гродно курсов для подготовки еврейских учителей, обладающих не только общим образованием, но и серьезными познаниями в иудаизме. В 1908 г. в Петербурге были основаны Курсы востоковедения — первое в России еврейское светское высшее учебное заведение. Несмотря на все изменения в еврейском образовании, большинство еврейских детей в России перед Первой мировой войной продолжало посещать традиционные хедеры. В 1905 г. И. Я. Рейнес — один из лидеров религиозного сионизма — основал в городе Лида иешиву, где наряду с религиозными дисциплинами изучались также светские науки. Однако большая часть раввинов не одобрила эти нововведения. В ортодоксальном лагере противников каких-либо преобразований было значительно больше, чем сторонников. Вместе с тем и в традиционном еврейском образовании начало развиваться религиозно-национальное направление.

Уже в 1870-е гг. наряду с просветителями-русификаторами появились и сторонники национального направления, которые утверждали, что евреи не только религиозная группа, но и нация. Еще до погромов 1881 г. Э. Бен-Иехуда выдвинул идею возрождения языка иврит. Но лишь с появлением в 1880–90-х гг. еврейского национального движения (вначале Ховевей Цион, а потом — сионизма) национальные идеалы стали оказывать влияние на систему еврейского образования. Сторонники национального воспитания выступали за возрождение языка иврит, за изучение древней и новейшей культуры на этом языке, за то, чтобы на иврите преподавались все предметы, чтобы он стал не только литературным, но и разговорным языком еврейского народа.

В период с 1881 г. по 1914 г. по-прежнему создавались частные еврейские мужские и женские школы. В 1883 г. существовало 66 еврейских школ; в 1893 г. их было уже 332, в 1899 г. — 372, в которых обучалось 17 604 учащихся (7708 мальчиков и 9896 девочек). В некоторых из этих школ было значительно увеличено время, отведенное на изучение еврейских предметов, а в других по-прежнему господствовали ассимиляторские тенденции. Сторонники национального направления стремились к тому, чтобы в школах для девочек еврейским дисциплинам отводилось не меньше места, чем в школах для мальчиков.

В школах для девочек еврейским предметам уделялось мало внимания, им отводилось обычно два-три часа. Изучали алфавит, молитвы в переводе на русский язык, а иногда библейскую историю и основы иудаизма. В школах для мальчиков на изучение еврейских предметов отводилось несколько больше времени. Изучалась также Библия, однако в большинстве частных школ общим предметам отводилось значительно больше времени, чем еврейским. Во многих талмуд-торах было введено преподавание общих предметов, но здесь все же предпочтение отдавали еврейским дисциплинам — им обычно отводилось от 10 до 18 часов в неделю.

Развитие еврейской литературы и журналистики и появление еврейского рабочего движения привели к возникновению идишистского направления в области еврейского образования. Сторонники этого направления требовали создания светских еврейских школ, в которых все предметы будут преподаваться на идиш, поскольку это разговорный язык большинства еврейского народа. Но лишь в 1914 г., после того, как Дума государственная приняла закон, разрешающий в частных начальных школах преподавать на языках национальных меньшинств, начали создаваться учебные заведения, в которых языком преподавания был идиш. Первые такие школы были основаны Еврейским комитетом помощи жертвам войны совместно с Обществом для распространения просвещения между евреями в России для детей беженцев. В то же время здесь начали создаваться школы, в которых все предметы преподавались на иврите; эта деятельность особенно расширилась в период между февральской и октябрьской революцией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Формирование мировоззрения А.Луцкевича и начало его политической деятельности (1896-1906)
Национальное движение начала XX века не мыслится без А.Луцкевича. Чтобы понять побуждения этого человека, необходимо окунутся в ту эпоху и среду, в которой вырос будущий лидер белорусского национального движения. Отец Антона Луцкевича – Иван – отставной капитан, участник Крымской войны и защитник Севастополя. Его второй брак с Зосей Лы ...

Быт. Нравы
Скандинавия отстала в своем развитии от остальной Европы. Расположенная на северной окраине европейского континента, она почти не подверглась влиянию Римской империи .Ей были чужды римские рабовладельческие порядки, разложение которых создавало предпосылки для развития феодальных отношений. У викингов долго сохранялся неприкосновенным р ...

Политико-правовое учение М. Падуанского
Яркое и своеобразное теоретическое выражение протест против притязаний католической церкви на светскую власть в учении Марсилия Падуанского (ок. 1280-1343 гг.). Богослов и медик Марсилий Падуанский, бывший одно время ректором Парижского университета, написал книгу “Защитник мира” (1324 г.). В книге автор рассуждает о небесных и земных ...