Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
Страница 3

Историческая летопись » Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.

Учебными предметами талмуд-торы являются язык иврит, Тора и Талмуд. В разное время в программу включались и другие предметы, например, арифметика и письмо на идиш.

В России в XIX в. подавляющее большинство школ талмуд-тора располагались в тесных помещениях, мало приспособленных для обучения (часто для занятий выделяли комнаты в других общинных учреждениях: молитвенных домах, приютах для престарелых и даже в кладбищенских сторожках). По результатам обследования, проведенного в 1898 г. инспекторами Еврейского колонизационного общества, в Российской империи было около 500 «неорганизованных» школ, среднее число учеников составляло более 40 человек. Кроме того, к тому времени существовало около 100 «организованных» школ, созданных в большинстве случаев по инициативе и на средства Общества для распространения просвещения между евреями в России. В этих школах на одного учителя приходилось около 30 учеников. Здесь преподавались, кроме еврейских предметов, русский язык и арифметика, а в некоторых — и другие предметы (история, география, естествознание, гимнастика, ручной труд и т. д.).

Обучение в талмуд-торе предшествовало поступлению подростка в иешиву и готовило к этому. Но если ученик к 14 годам не обнаруживал способностей и усердия в учебе, его отдавали на обучение ремеслу или отпускали на частную службу (обычно в торговлю).

Ешибот или иешива (от древнееврейского сидение, заседание), еврейское высшее религиозное учебное заведение, предназначенные для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда с комментариями, где готовили раввинов. Ешибот были основными центрами иудейской теологической мысли и местами воспитания духовной и интеллектуальной элиты еврейства. Руководителем иешивы становился обычно хороший знаток Талмуда, которого выбирали из окружения раввинов. Он вел учебный процесс и следил за бытом учеников (бахуров). Руководители иешивы содержались за счет общественных средств. Бахуров, как правило, содержали местные жильцы, у которых они поочередно столовались, а другой раз и жили. Для иешив строились отдельные здания. Их существование и популярность зависела от наличия раввина-мудреца, способного самостоятельно излагать Талмуд, давать собственные толкования религиозных источников.

В ешибот принимались юноши с 13 лет, которые закончили хедер (начальную школу). Обучение было бесплатное. Ешиботы содержались на пожертвования еврейских общин и частных лиц. Срок обучения точно не был определен. В ешиботе читались лекции 2-3 раза в неделю, преподаватели давали общие направления и объясняли отдельные места и положения Талмуда, оставшееся время ученики занимались самостоятельно. В Беларуси старшим считался ешибот в Бресте, известный с XVI века. Наиболее известными были ешиботы в Воложине, Лиде, Мире, Слониме, Слуцке, Радуни. Самым знаменитым был воложинский ешибот, основанный в 1802 Хаимам бен Ицхакам Воложинером (Воложинским) и названный в его честь "Эц Хаим" (Дерево Хаима). Здесь преподавали раввины Нафтали Цви Иехуда Берлин, Йосеф Бер Салавейчык, Хаим Салавейчык и другие. Во 2-й половине XIX в. в нем занималось около 400 учеников из Российской империи, Англии, Австрии, Германии, Южной Америки. Царские власти трижды закрывали воложинский ешибот (1824, 1858, 1892), а в последний раз выслали преподавателей и учеников из городка. Через несколько лет ешибот воссоздал деятельность. Воложынский ешибот был образцом для других талмудических школ. В 1815 в Мире был основал ешибот, который стал всемирно известным. Количество учащихся, среди которых были выходцы из многих стран Европы и Америки, доходило до 500 человек. Радунский ешибот был основанв в 1869 году.

Обучение в ешиботах имело ортодоксальный характер и не допускало изучения светских дисциплин. Реорганизаторам системы образования в ешиботах был уроженец Каролина (пригород Пинска) Ицхак Яков Рэйнес. В 1905 при содействии и финансовой помощи барона Д. Гинцбурга он открыл в Лиде терпимо реформированный ешибот со сроком обучения 6 лет. Вместе с Талмудом программа обучения включала изучение иврита с грамматикой и общих предметов в объеме уездного училища.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Конфуцианство на службе государству
С объединением страны открылись новые возможности для плодотворного развития разных областей науки, искусства, ли­тературы; расширились знания о тайнах природы. Алхимики в поисках эликсира бессмертия изучали свойства металлов и ми­нералов. Лекари постигали целебные свойства растений, совер­шенствовали традиционную медицину. Средневековы ...

Политические и правовые учения в России во втор. пол. 17 вв. и пер. пол. 18 вв
Начало XVII в. получило в истории название Смутного времени. В этот период времени царили политическая неразбериха и обострение социальных противоречий. Это послужило причиной для восстания под предводительством Ивана Болотникова. Восстание Ивана Болотникова в 1606— 1609 гг. было направлено против засилья бояр и боярского царя Василия ...

Путь к республике
Вы знаете, что с основанием Рима связана легенда о братьях Ромуле и Реме, которых по приказу жестокого отца бросили в Тибр, а потом их вскормила волчица. Они заложили город Рим, но Рому л, поссорившись с братом, убил его и стал первым царем и законодателем римлян. Кое-что из этой легенды подтверждается историками: раскопки показывают, ...