Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.Страница 4
Действовали иешивы в Пинске, Лиде и других городах. Иешива в Любавичах Оршанского уезда основана Ш.Б.Шнеерсоном в 1897 г. В иешивах Беларуси общее количество бахуров достигало иногда 400 человек. В начале XX в. Воложинская, Мирская и Лидская иешивы были самыми популярными еврейскими научными заведениями Беларуси [2, с. 27].
В 1898 г. в низших учебных заведениях Виленской губернии училось 101 223 мальчиков (в том числе евреев 2817), 21 316 девочек (в том числе 2989 евреек). Закона, который бы ограничивал прием евреев в низшие учебные заведения, не существовало: в народных училищах обучались дети всех сословий, всех вероисповеданий. Прошений от евреев в земские или городские училища поступало не меньше, чем от других групп населения. Но на местах нередко встречались трудности. На случаи отказа училищ от приема евреев указывалось в сообщениях из Гомельской (Кричев, Жлобин), Гродненской (Супрасль, Кузница), Минской (Лапичи, Шацк, Столин), Витебской (Люцин, Усвят), Виленской (Мядель, Щучин) губерний. Причем в уездных и городских училищах количество евреев было более значительным, чем в начальных и народных училищах, потому что именно начальные училища чаще всего стремились совсем не принимать евреев или принимать их ограничено [1, с. 78-79].
6 июля 1887 г. министр народного просвещения Делянов издал циркуляр об ограничении количества евреев в сравнении с общим количеством поступающих. В вышеупомянутом министерском циркуляре 1887 г. говорилось о то, что правила об ограничении не применяются к евреям, которые закончили курс в прогимназиях и потом поступали для продолжения образования в высшие классы гимназии. Евреи принимались в училища по конкурсному экзамену, который требовал очень высокого среднего балла по предметам. Таким образом, в училища поступали евреи, отлично подготовленные и способные, а также наиболее старательные.
Профессиональное образование евреи получали в ремесленных училищах, ремесленных классах и в учебных мастерских. В конце 90-х годов XIX вв. на первом месте стояли Виленское и Минское ремесленные училища. Обычно первые два года обучение посвящалась программным работам, а с третьего года принимались заказы. Учителя в профессиональных училищах не всегда были подготовлены к соответствующему профессиональному обучению. В женских еврейских профессиональных школах работа учителей была часто бесплатной.
Печальным явлением было досрочное убытие учеников до окончания курса. В Пинском мужском училище в 1894 г. количество выбывших сложило 37,5%, в Минском женском - 33%. Из Минского мужского ремесленного училища за 11 лет выбыло досрочно 358 человек. В Виленском училище с 1897 по 1903 г. из общего количества 162 учеников окончили курс 67, а выбыли к окончанию обучения 95 (58,6%). Причинами этого явления были бедность отцов учеников, которые не могли 3-4 гада учить ребенка в школе, неумение или равнодушие учеников к данному ремеслу. Ремесленные училища и учебные мастерские существовали за счет благотворительных сборов, частных пожертвований, субсидий благотворительных товариществ.
В 1900 г. было основано Бобруйское еврейское одноклассное народное училище с ремесленным отделением. С 1904 до 1907 г. здесь получили образование 288 учеников. За это время полный курс закончили 37 учеников. Ученики изготавливали циркули, угольники, ножовки, замки, топоры. Они также изучали еврейский язык (свободно переводили короткие статьи с идиш на русский и с русского на идиш), еврейскую историю, русский язык, геометрию, географию, историю России, физику, технологию и механику, черчение и рисование. В училища поступали малограмотные и совсем неграмотные ученики, и потому много времени отводилась изучению грамоты, арифметики на вред занятиям по ремеслу, а также по специальным предметам. Ученики после успешного окончания курса теоретического и практического обучения получали звание подмастерья.
История Олимпийских игр
Они начались более двух тысяч лет назад в Греции.
Обычно в массовом сознании наших дней Олимпийские игры воспринимаются как сугубо спортивные соревнования высшего ранга и, главное внимание, обращается на спортивные результаты.
Античные Олимпиады имели иной смысл, другое содержание, их духовной основой были другие нравственные ценности ...
Памятники эпохи бронзы. Ходжалы-Кедабекская культура.
Археологическими исследованиями и раскопками установлено, что в эпоху бронзы Азербайджан был одной из густо населенных стран древнего мира. Он отличался своей высокой для того времени культурой. В Азербайджане тогда процветали две родственные археологическими культуры – Ходжалы-Кедабекская и Нахичеванская[39].
Ходжалы-Кедабекская культу ...
Евреи Франции после II крестового похода
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью. Те, кто привык убивать, грабить, насиловать, считали евреев преступниками, клеветали на них, обвиняя в употреблении христианской крови. Во Франции такой кровавый навет был в ...